Тема 11. Экономическое воздействие туризма
11.1. Экономическое воздействие туризма
11.2. Показатели развития отрасли туризма
11.3. Измерение экономической эффективности туризма
1. Экономическое воздействие туризма
Итак, туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия.
Прямое воздействие — это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики (например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др.). Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.
Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности.
Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока (например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д.). Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.
Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.
Экономическая эффективность туризма означает получение экономического эффекта (или, другими словами, выигрыша) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.
Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь максимальной выгоды. Развитие туризма может оказать существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты: будут появляться новые рабочие места, улучшится инфраструктура, то есть будут строиться новые отели, дороги, парки, магазины и т.д.
Экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития. Для того чтобы получить максимальную выгоду от развития туризма, государству необходимо разработать туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Туристская политика государства — это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на работу сферы туризма для осуществления конкретных целей развития социально-экономического комплекса.
Стратегия, на которой базируется государственная туристская политика, заключается в разработке концепции развития и составления целевых программ по развитию туризма как на уровне федерации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации.
Для реализации целевых программ по развитию туризма требуются большие финансовые ресурсы. Помимо этого, государство осуществляет регулирование туристской деятельности путем:
• создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
• содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
• прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма.
Политика государства по отношению к туризму основывается на стратегии и тактике. Под стратегией понимается общее направление и способ использования средств для достижения конкретной цели. Для достижения целей в конкретных условиях применяется туристская тактика, т. е. конкретные меры и приемы. Задача туристской тактики есть выбор оптимального решения в данной хозяйственной ситуации.
Экономический эффект от развития туризма — многоуровневый. В результате туристской деятельности образуется бюджетный эффект — результат пополнения бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений.
Говоря о понятии эффективности развития туризма, необходимо помнить не только о прибыли и доходе, которые получит государство, но и о затратах, которые их обеспечили. Основой оценки эффективности является соотношение затрат и результатов. Источниками затрат могут быть реконструкции памятников архитектуры, финансируемые за счет государственного бюджета, затраты, связанные с коммерческой деятельностью предприятий, обслуживающих туристов.
Высокий эффект экономика туристской дестинации, населенные пункты дестинации и страна в целом получат от въездного туризма. Здесь интегрируются интересы туристов, которые удовлетворяют свои познавательные и другие потребности, местных региональных и федеральных бюджетов, так как увеличиваются налоговые поступления, и интересы населения, чей культурный уровень и занятость повышаются.
Туризм — это вид деятельности, непосредственно влияющий на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы региона. Эффективность от туристской деятельности определяется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих туристский продукт.
Эффективность от туристской деятельности определяется либо количеством туристов-посетителей в регионе, либо объемом деятельности (среднегодовая занятость коечной базы в днях, товарооборот на одно место в предприятиях общественного питания, доход от экскурсий и других культурных мероприятий, валютный обмен на одного туриста и др.) коммерческих структур, производящих специфический туристский продукт. Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем как о явлении, связанном только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя.
Эффективность управления туризмом рассматривается в двух направлениях:
· экономическом;
· социальном.
Основными и наиболее простыми являются расчеты частоты поездок и интенсивность путешествия, что в какой-то мере позволит сделать вывод об эффективности внедрения предлагаемых мероприятий и развития туризма как подотрасли экономики в целом в дестинации.
Многие исследователи отмечают, что в связи с тем, что туристский бизнес относится к высокорентабельной коммерческой деятельности, основными оценочными показателями принято считать прямые экономические.
Социальные показатели фактически не относятся к критериальным. На самом деле, кроме прямого экономического эффекта существуют косвенный и социальный экономические эффекты.
Косвенный экономический эффект связан с повышением рентабельности сопутствующих (сопряженных) с туризмом отраслей (торговли, общественного питания, транспорта и т.д.), а также с дополнительными налоговыми поступлениями в местные и государственные бюджеты.
Социальный эффект во многих случаях не рассчитывается и либо носит декларативный характер, либо выступает в форме ограничений, например экологических. Если экономический эффект можно выразить количественно, то систему показателей социального плана измерить очень сложно и практически невозможно.
Развитие рекреационно-туристского комплекса, обеспечивающего создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов и расширение материально-технического потенциала курортно-туристских предприятий, является одним из приоритетных направлений развития дестинации.
С точки зрения экономики города и региона в целом туризм можно условно рассматривать как одну из ее отраслей. В этом случае сравнительную оценку эффективности различных вариантов развития туризма следует проводить с учетом влияния этой отрасли на функционирование других отраслей. Однако, так как на сегодняшний день методы и формы полного учета косвенного экономического эффекта нуждаются в уточнении, то в первом приближении, абстрагируясь от указанного влияния других отраслей, можно в качестве критерия оптимальности принять прибыль, получаемую социально-экономической сферой города (региона) от туристской деятельности.
Составляющие доходов можно представить в развернутом виде (раздельно по приему и отправке туристов).
Прием туристов.
1. Прямые доходы - от въездного туризма в виде различных региональных и федеральных налогов, выплачиваемые турфирмами и другими участниками туристского бизнеса.
2. Доходы от затрат туристов на обслуживание (проживание, питание, транспорт и другие виды услуг).
3. Косвенные доходы - от загрузки гостиниц, баров, казино, ресторанов, развлечений, посещения исторических и культурных центров.
4. Косвенные доходы - от создания дополнительных рабочих мест.
Отправка туристов.
1. Прямые доходы - от налогообложения туристской деятельности по отправке туристов, выплачиваемого турфирмами и другими участниками бизнеса.
2. Доходы от дополнительной загрузки транспортных средств и других объектов сферы услуг, привлекаемых при отправке туристов.
3. Косвенные доходы - от создания дополнительных рабочих мест в системе обслуживания по отправке туристов.
Одним из условий туристской деятельности должно явиться отчисление части доходов от выездного туризма, система которого достаточно хорошо организована в городе, не требует узконаправленных капитальных затрат и может дать городу (в основном за счет налогообложения) до одного триллиона рублей в год.
Таким образом, для эффективности туризма требуется выполнить основные частные задачи:
1. Определить состояние и развитие социально-экономических условий в регионе с оценкой структурного состава общества по уровням доходов и определением основных экономических показателей, а также конкретизацией их влияния на различные виды туризма.
2. Выработать требования к основным показателям, характеризующим уровень состояния и развития туризма, и оценки по ним состояния туристской деятельности в регионе по въездному и выездному туризму.
3. Раздельно рассмотреть вопросы продвижения въездного и выездного туризма (в силу существующих принципиальных их различий), а именно:
• въездной туризм обеспечивается в первую очередь рекламой достоинств региона (в основном вне его территории), которую должна обеспечить городская администрация. Отсюда необходимость создания специальной модели подобных мероприятий с рассмотрением долевых затрат на них среди участников организации и реализации туристского бизнеса;
• проведение турпродукта выездного туризма должно возлагаться непосредственно на сами турфирмы, и доля участия городских структур в этом очень мала, т. е. это — другая задача, которая требует другой модели.
4. Для завершения постановки задачи разработать обобщенную модель туристской фирмы с учетом зависимости ее деятельности от социально-экономических условий.
5. Ввести методические принципы оценки городских затрат на туристскую деятельность, которые необходимы для замкнутости поставленной задачи.
6. Определить Nx и N2. Расчеты целесообразно проводить путем усреднения результатов, полученных по двум методикам:
• обработка по специальной методике статистических данных по въезду и выезду с последующим построением прогнозных зависимостей;
• построение соответствующих связей вида (6) с последующей оценкой точности полученных усредненных данных.
7. Наполнить построенные модели фактическим содержанием. Это сведется к определению соответствующих компонентов затрат, которые должны производить турфирмы и городская администрация для эффективного функционирования туристских мероприятий.
8. Создать комплекс соответствующих компьютерных программ.
2. Показатели развития отрасли туризма
Эффективность туризма означает получение экономического результата от:
· организации туризма;
· туристского обслуживания;
· производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия.
Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда.
Экономическая эффективность развития туризма на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:
· объем туристского потока;
· величина туристских расходов;
· состояние и развитие материально-технической базы;
· показатели финансово-экономической деятельности;
· показатели развития международного туризма.
К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся:
1) Общее число туристов(в том числе организованных и самодеятельных) - измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.
2) Количество туродней(ночевок, койко-дней) - измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):
где Д — количество туродней, чел.-дней;
Ч — количество туристов, чел;
tcр — средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.
Величина суммарных туристских расходовРΣ в данном регионе определяется следующим образом:
где Д — количество туродней, чел.-дней;
Рср — средние расходы туриста за сутки.
Однако туристский поток — явление неравномерное. Для ха< рактеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.
где Дmах, Дmin - число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней;
Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.
3) Среднемесячное количество туроднейопределяется путем деления годового количестватуродней на 12 месяцев:
Материальной основой воспроизводственной деятельности любого хозяйствующего субъекта являются производственные потребности. Производственные потребности в туризме выражаются в первую очередь в потребностях в материально-технической базе. Материально-техническая база является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).
В состав материально-технической базы туризма входят:
· туристские фирмы и агентства;
· гостиницы;
· туристские базы;
· предприятия питания и торговли;
· автотранспортные предприятия;
· пункты проката туристского снаряжения и инвентаря;
· бюро реализации туристских путевок;
· контрольно-спасательные службы (посты);
· туристские клубы, станции и т.п.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма,определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся:
· коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;
· число коек, предоставляемых местными жителями;
· число мест в торговых залах предприятий питания для туристов;
· число мест в театрах, отведенных для туристов; 4- число ванн в водолечебницах для туристов и т. д.
Мощность коечного фонда определяется по формуле:
где Мк — общее количество койко-мест, ед.;
КГ — число койко-мест круглогодичного использования;
Кс — число койко-мест сезонного использования, ед.;
tc — число дней сезонного использования.
Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятиявключают:
· выручку от реализации туристского продукта;
· показатели использования ресурсов рабочей силы;
· показатели использования основных фондов и оборотных средств;
· показатели производительности труда и фонда заработной платы;
· показатели финансового состояния туристского предприятия.
Выручка от реализации туристского продукта является важным показателем. Она должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации туристского продукта определяется:
· при расчетах наличными деньгами — при их поступлении в кассу как произведение цены единицы товара (услуги) на его реализованное количество;
· при безналичных расчетах — по мере поступления денежных средств на расчетный счет предприятия в учреждение банка за купленный туристский продукт.
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма.К ним относятся:
· количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
· количество туродней по иностранным туристам;
· суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.
Показатели развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте определение туристской дестинации.
2. Приведите примеры положительного и отрицательного социально-
культурного, экологического и экономического воздействия туризма.
3. Для каких стран характерен отрицательный и положительный туристский баланс и почему?
4. Поясните сущность мультипликатора туризма.
5. Дайте определение «устойчивого развития туризма» и перечислите его основные принципы.
Тема 12. Показатели и оценка эффективности