А. Составление бюджета.


Процесса

 

Составление и исполнение бюджета является функциями органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - функцией законодательных органов.

В Российской Федерации бюджетный процесс организуется на основе Бюджетного Кодекса РФ, принятого Государственной Думой 12.08.1998 г., и ежегодно принимаемого закона "О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на следующий год".

Бюджетный процесс в развитых странах охватывает довольно длительный период времени (до 2-х лет и более) и включает в себя отдельные стадии бюджетной деятельности:

- составление бюджета;

- рассмотрение и утверждение законодательными органами;

- исполнение бюджета;

- составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

 

Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи:

1. Максимальное выявление всех материальных и финансовых ресурсов.

2. Определение доходов бюджета.

3. Установление расходов бюджета.

4. Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита.

5. Контроль за финансовой деятельностью юридических и физических лиц.

 

Бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность государственных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного бюджета.

 

Основные стадии бюджетного процесса в РФ и их характеристика:

(на примере Федерального бюджета).

1. Бюджетный процесс, на этой стадии, связан с бюджетным планированием, которое представляет собой одну из форм финансового планирования.

2. Бюджетное планирование позволяет:

- способствовать комплексному использованию финансовых ресурсов в интересах регулирования экономики и социальных процессов;

- повышать степень обоснованности распределения бюджетных средств;

- обеспечивать согласование государственных инвестиционных программ с планами капиталовложений негосударственного сектора экономики;

- прогнозировать общий уровень государственных расходов и их основных групп и приоритеты развития.

3. Основной метод разработки бюджета - это программно-целевой метод управления и выработки решений.

4. Основными элементами такого метода являются:

1. Выбор конечной цели.

2. Разработка программ.

3. Соединение программ с финансовыми ресурсами единого программно-финансового плана.

4. Различные варианты достижения целей, где лучший включается в программно-финансовый план.

5. На стадии составления бюджета закладывается политический и экономический курс государства на предстоящий период.

6. На стадии составления бюджета необходимо:

А) Определять объем бюджета.

Б) Выяснять степень возможности покрытия расходов доходами, определяется соотношение налогов и займов, денежная политика правительства на предстоящий год.

В) Наметить главные направления расходования средств.

 

7. Составление проекта Федерального бюджета осуществляется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного бюджетного года и проходит два этапа.

Первый этап формирования федерального бюджета – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана - прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Второй этап формирования федерального бюджета – распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств.

Одновременно с началом работы Правительства над проектом бюджета Президент готовит бюджетное послание Федеральному собранию РФ, которое направляет не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В Бюджетном послании президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

 

8. С 15 июля по 15 августа года, предшествующему очередному финансовому году, правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития, проект федерального бюджета, представленные Министерством финансов и другими федеральными органами исполнительной власти и утверждает проект федерального Закона о федеральном бюджете для внесения его на рассмотрение в Государственную Думу.

 

Б. Рассмотрение и утверждения бюджета.

 

1. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года одновременно со следующими документами:

- предварительными итогами социально-экономического развития;

- прогнозом социально-экономического развития;

- прогнозом консолидированного бюджета;

- проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;

- проектом программы государственных внешних заимствований;

- проектом структуры государственного долга;

- другие.

 

2. Одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год правительство вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

- о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;

- о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ.

3. Ответственным за рассмотрением проекта бюджета является Комитет по бюджету. Кроме того, Совет Государственной Думы утверждает комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов бюджета.

Например:

Ответственными за рассмотрение вопросов, связанных с федеральными целевыми программами, является Комитет по бюджету и Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту, и энергетике.

4. Государственная Дума рассматривает проект бюджета на очередной финансовый год в четырех чтениях:

А) В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней.

Государственная Дума рассматривает:

- концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ;

- основные направления бюджетной и налоговой политики;

- основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов федерации;

- программы государственных внешних заимствований РФ и представления государственных кредитов РФ иностранным государствам;

- основные характеристики государственного бюджета: доходы бюджета, распределение их между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации, размеры дефицита федерального бюджета.

Б) Во втором чтении проект бюджета рассматривается в течении 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Государственная Дума при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении утверждает расходы бюджета по разделам функциональной классификации, размер федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его.

Распределение расходов бюджета по разделам функциональной классификации разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы Комитет по бюджету.

В) В третьем чтении проект бюджета рассматривается Государственной Думой в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении.

Рассматриваются:

- расходы федерального бюджета по подразделениям функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам;

- перечень защищенных статей федерального бюджета;

- программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных внешних заимствований РФ и предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам.

Г) В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект бюджета в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении.

 

5. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

6. Принятый Государственной Думой Федеральный Закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации.

7. Одобренный Советом Федерации законопроект в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.