Валы и оси
Валы и подшипники
Материалы винта и гайки
Передачи с трением скольжения
Данные передачи имеют наибольшее распространение ввиду простоты устройства. Винты передач делятся на грузовые и ходовые. Грузовые предназначены для создания больших усилий (домкраты, прессы и т. п.). При реверсивном движении под нагрузкой применяют трапецеидальную резьбу, а при больших односторонних нагрузках – упорную. Для получения самотормозящей винтовой пары (домкраты) применяют однозаходные резьбы.
3.7.2 Передачи с трением качения или шариковые винтовые механизмы.
В таких механизмах между витками винта и гайки размещают шарики. При вращении винта шарики увлекаются в направлении его поступательного движения, попадают в перепускной канал в гайке и возвращаются в полость между винтом и гайкой. Таким образом, перемещение шариков происходит по замкнутому каналу, соединяющему первый и последний витки резьбы гайки. Достоинства шариков винтовых механизмов: высокий КПД (до 0,9); возможность полного устранения осевого и радиального зазоров. Их применяют в механизмах подач станков с числовым программным управлением, механизмах подъёма и спуска шасси в самолётах и т. п.
Данные материалы должны иметь низкий коэффициент трения и повышенное сопротивление износу. Выбор марки материала зависит от назначения передачи и условий работы. Для уменьшения потерь на трение подбирают пару сталь-бронза. Винты передач без термообработки изготовляют из сталей 40Х, 40ХГ, 65Г и др., с закалкой винтов до твёрдости более 50HRCэ с последующим шлифованием резьбы. Гайки ответственных передач (высокие окружные скорости – υ=6…15 м/мин и нагрузки) изготовляют из оловянных бронз Бр010Ф1, Бр06Ц6С3 и др., а при работе с большим перерывом, а также при малых нагрузках и скоростях – из антифрикционного чугуна марок АВЧ-1, АСЧ-3, АЧК-2, или серого чугуна марок СЧ15, СЧ-20.
Зубчатые колёса, шкивы, звёздочки устанавливают на валах и осях.
Вал предназначен для поддержания сидящих на нём деталей и для передачи вращающего момента.
Ось предназначена только для поддержания сидящих на ней деталей. В машинах оси могут быть неподвижными, несущими на себе свободно вращающиеся детали, например ось блока (рисунок 28), и подвижными, вращающимися вместе с установленными на них деталями, например вагонная ось (рисунок 29).
Рисунок 28 - Ось блока.
Рисунок 29 - Вагонная ось.
1) По форме валы делятся на:
§ прямые;
§
|
§ коленчатые.
2) Прямые валы могут быть:
§ гладкими;
§ ступенчатыми.
3) По типу сечения валы бывают:
§ полые;
§ сплошные.
4.1.1 Проектный расчёт валов
При проектном расчёте определяют диаметр выходного конца вала на кручение
,
где Mк – крутящий момент, равен передаваемому вращающему моменту [Н×мм];
[t]к – допускаемое напряжение на кручение, [t]к=10…25 Н/мм2.
4.1.2 Расчёт валов на усталостную прочность
Проверку на усталостную прочность производят по величине коэффициента запаса прочности
,
где [n] – требуемый запас прочности, [n]³2,5;
ns - коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям,
;
nt - коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям,
,
где s-1, t-1 – пределы выносливости при изгибе и кручении;
ks, kt - коэффициенты концентрации напряжения при изгибе и кручении;
es, et - масштабные коэффициенты при изгибе и кручении;
sm, tm – средние напряжения циклов;
ys, yt - коэффициенты, учитывающие влияние среднего напряжения на усталостную прочность.
4.1.3 Расчёт валов на статическую прочность
,
где sэ – эквивалентное напряжение;
[s]пред – предельное допускаемое напряжение,
[s]пред=0,8sт,
где sт – предел текучести.
,
,
где Mи, Mк – изгибающий и крутящий моменты в опасном сечении;
Nmax – продольная сила в опасном сечении.
4.1.4 Расчёт валов на жёсткость
Рисунок 30 - Прогиб валов и повороты их сечений под зубчатыми колёсами и в подшипниках.
1) Изгибная жёсткость валов оценивается как f и q: f£[f], q£[q].
f и q определяются методами сопромата.
- зубчатые передачи;
- червячные передачи.
рад – подшипники качения;
рад – подшипники скольжения.
В большинстве случаев валы редукторов на жёсткость не проверяют. Исключение составляют валы червяков, которые всегда проверяют на изгибную жёсткость (из-за большого расстояния между опорами)
,
где l – расстояние между опорами, мм;
P – окружное усилие червяка, Н;
T – радиальное усилие червяка, Н;
E – модуль упругости материала, E=2×105 Н/мм2;
J – приведённый осевой момент инерции сечения, мм4.
2) Крутильная жёсткость вала оценивается углом закручивания j на единицу длины
,
где Mк – крутящий момент, Н×м;
G – модуль сдвига, Н/м2 (для стали G=8×108 Н/м2);
Jp – полярный момент инерции, м4 (для круглого поперечного сечения Jp=0,1×d4);
[j0] – допускаемый угол закручивания вала на 1 м длины, рад/м (для стали [j0]=(5…22)×10-3 рад/м).