Предпосылки Английской революции XVII в.


Государство и право Великобритании в период Нового времени.

Пантеизм и позитивизм у Флобера и Бодлера.

Теория чистого искусства – отрицание всякой полезности искусства. Прославление принципа «искусства для искусства». У искусства одна цель – служение красоте.

Искусство теперь – способ ухода от мира, чистое искусство не вмешивается в общественные отношения.

Триединство истины, добра, красотытеория чистого искусства.

Теория чистого искусства возникает как форма бегства от ненавистной действительности. Теоретики чистого искусства также стремятся к эпатажу (высказать себя, шокировать).

Возникает пантеизм– многоверие, много героев, мнений, мыслей. История и естествознание становятся музами современной эпохи. Пантеизм у Флобера – современный каскад: томление духа он объяснил состоянием общества. «Мы стоим чего-то только благодаря своим страданиям». Эмма Бовари – символ эпохи, символ пошлой современности.

У Бодлера пантеизм выражается в множестве тем, сопряженных в единую систему. Он объединяет добро и зло, говоря, что одно не может никак существовать без другого. Высокое и низкое, таким образом, становятся двумя неразделимыми частицами одного целого. Когда он поет гимн красоте, он не забывает упомянуть, какая она ужасная эта красота. Когда он воспевает любовь, он говорит о ее низменности (продажная еврейка, упоительная страсть). «Сатана или бог, не все ли равно?», - говорит он. В стихотворении «Альбатрос» эта мысль очень ярко звучит: такая сильная птица в небе, парящая высоко над всеми, и такая беспомощная на земле. На самом деле, это он сам, поэт, которому нет места в этом бренном мире.

Позитивизм - направление буржуазной философии, исходящее из того, что все подлинное знание – совокупный результат спец. Наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.

У Флобера – наука – естествознание, медицина (смерть Бовари, болезнь сына г-жи Арну и смерть мальчика, сына Фредерика), у Бодлера – подлинное знание чистой красоты. Синоним теории чистого искусства.

 

 

Королевская власть в Англии к началу XVII в. стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков, а экономически и социально усилившиеся буржуазия и новое дворянство (джентри) стремились самостоятельно направлять политику правительства в своих интересах.

 

Население английской деревни ХVII в. составляли:

✓ мелкие арендаторы – бывшие крепостные, опутанные феодальными повинностями;

✓ феодальное дворянство. Преобладало на севере и северо-запад страны, где сохранялись многие черты натурального хозяйства, а помещик (лендлорд) имел экономическую и судебную власть;

✓ новые дворяне (джентри) – явление капиталистического уклада. Пользовались землей и использовали наемный труд;

✓ фермеры – крупные самостоятельные хозяева. Располагали собственным инвентарем и нанимали сельскохозяйственных рабочих.

 

В 1603 г. в Англии сменилась правящая династия. На смену правившим 118 лет Тюдорам пришли их главные противники – Стюарты. Буржуазия видела в Стюартах угрозу дальнейшему развитию капитализма, англикане боялись реставрации католичества.

Короли Яков I и Карл I (из дома Стюартов) предпочитали править без парламента, потому что встречала в нем постоянную оппозицию. Однако они не могли обходиться без одобренных парламентом налогов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги.

Например, Закон о «корабельных деньгах», введенный в Англии в 1634 г. Карлом I, был направлен на развитие строительства флота. По этому закону прибрежные города, поставлявшие ранее суда для королевского флота, обязывались вносить вместо этого деньги в государственное казначейство, на которые строило и снаряжало суда уже само государство. Эта мера была вызвана постоянным уклонением прибрежных городов и очень плохим качеством поставляемых ими судов. Однако Закон был проведен без согласия парламента, и это дало повод к беспорядкам, которые привели позже к восстанию против короля.

 

Собравшийся в 1628 г. парламент предложил королю особый акт – Петицию о праве.

Петиция о праве (англ. Petition of Right) – акт, представленный королю Карлу I от имени обеих палат английского парламента 28 мая 1628 года и называемый «второй великой хартией». В этом документе, представлявшем по форме своей просьбу народа к королю о соблюдении законов страны, указаны злоупотребления, допускавшиеся при Якове I и, в особенности при Карле I, и перечислены все статуты, защищавшие подданных от произвола короля. В петиции кроме того подтверждались права парламента, в том числе на исключительное вотирование налогов. Петиция была поначалу принята королем, но затем Карл I практически аннулировал ее значение и распустил парламент.

 

Идеологическим оружием оппозиции королю явилось широкое общественное религиозно-политическое движение – пуританизм. Сложность социально-политического состава и религиозных воззрений пуританского движения привела к тому, что внутри их лагеря в преддверии и ходе революции сложились три главных политических течения:

пресвитериане, к которым относились крупная буржуазия и земельная аристократия. Их требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля;

индепенденты – представителей среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались установления ограниченной

конституционной монархии, признания и провозглашения неотъемлемых прав и свобод подданных;

левеллеры, выделившихся из индепендентского течения и пользовавшихся наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. Левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего избирательного права (для мужчин), возврата огороженных земель в руки общин, реформы системы общего права.

 

Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:

• конституционный этап (1640 - 1642 гг.);

• первая гражданская война (1642 - 1646 гг.);

• борьба за углубление демократического содержания революции и вторая гражданская война (1646 - 1649 гг.);

• индепендентская республика (1649 - 1653 гг.).

• режим военной диктатуры - протекторат Кромвеля (1653 - 1658 гг.)

 

Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландской войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции.

Долгий парламент в 1641 г. принял три важных акта:

• "трехгодичный акт", предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

билль о нераспускаемости существующего парламента без его согласия;

Великая Ремонстрация, содержавшая перечень злоупотреблений короны и отражавшая интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственности на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекращении религиозных преследований и финансового произвола, о политической ответственности должностных лиц перед парламентом; выдвигались также требования произвести реформацию церкви.

Долгий парламент разрушил основные орудия абсолютизма:

• ликвидировал чрезвычайные королевские суды - "Звездную палату" и "Высокую комиссию";

• уничтожил все монопольные патенты и привилегии, а их обладателей удалил из парламента;

• привлек к суду и казнил ближайших советников короля.

Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Однако пресвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие господствующее положение в парламенте, опасались углубления революции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный.

 

В конце лета 1642 г. - король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война - между роялистами ("кавалерами") и сторонниками парламента ("круглоголовыми"). Были созданы регулярные армии.

Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем. Зимой 1645 г. была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхождения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война завершилась победой парламента.

 

Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их устраивала идея политического строя по типу конституционной монархии - верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войсками сочли революцию в основном законченной. Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года:

• уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;

• с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции;

• было приостановлено действие законодательства против огораживаний.

Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры ("уравнители") стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства. Вторая гражданская война закончилась победой индепендентов. Кромвель и его сторонник изгнали из парламента "умеренных", создали трибунал и решили, отдать короля под суд за развязывание гражданской войны. Король Карл I Стюарт был приговорен к смертной казни и 30 января 1649 г. казнен.

 

После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (палата лордов была упразднена).

Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года.

Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. В его задачи входило:

• противодействие восстановлению монархии;

• управление вооруженными силами страны;

• установление налогов;

• управление торговлей и внешней политикой страны.

Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и "кавалеров", новая республика, оказавшаяся индепендентской олигархией, обогатила буржуазию и новое дворянство.

 

После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.

В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, установили режим военной диктатуры – протекторат Кромвеля (1653 - 1658 гг.)- Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левеллерские восстания в армии подавлены.

По предложению Государственного совета была утверждена писанная конституция республики под названием «Орудия управления», где система власти существенно изменялась. По этой конституции признавалась законодательная власть парламента, сосредоточенная в одной палате. Годовая сессия парламента должна была длиться не менее 5 месяцев, а беспарламентское правление не могло продолжаться более трех лет. Устанавливался равный для всех избирательный ценз, он составлял 200 фунтов и поэтому отстранял от выборов народные массы. "Орудие управления" служило прикрытием полновластия одного лица - лорда-протектора Англии. Конституция указывала его имя - Оливер Кромвель. Лорд-протектор обладал законодательной властью. Однако считалось, что он делил ее с парламентом. Лорд-протектор обладал исполнительной властью, хотя и должен был считаться с мнением Государственного совета. От него фактически зависели суды. Звание лорда-протектора было избирательным (выбор принадлежал Государственному совету), но о Кромвеле было сказано, что он удерживает это звание пожизненно. Конституция Кромвеля соединила в себе три принципа: демократический (парламент), монархический (лорд-протектор) и аристократический (Государственный совет), а в действительности же "Орудие управления" создало единоличную диктатуру. По своей сути это была диктатура буржуазии и нового дворянства.

 

Режим диктатуры потерпел крушение после смерти Кромвеля. В 1659 г. в Англии была формально восстановлена республика, однако напуганные усилением демократического движения буржуазия и джентри стали склоняться к "традиционной монархии".

В 1660 г. совершилась реставрация Стюартов, которые санкционировали основные экономические завоевания буржуазной революции. Еще до восстановления монархии Карл II подписал своеобразные гарантии своей будущей политики в виде Бредской декларации 1660 г. Корона гарантировала полное и всеобщее прощение всем, кто в течение 40 дней признает новый порядок.

 

«Славная революция» – государственный переворот 1688 года в Англии, в результате которого был свергнут король Яков II Стюарт. В перевороте участвовал голландский экспедиционный корпус под командованием правителя Нидерландов Вильгельма Оранского, который стал новым королём Англии под именем Вильгельма III (в совместном правлении со своей женой Марией II Стюарт, дочерью Якова II). Переворот получил широкую поддержку среди самых разных слоёв английского общества.

"Славная революция" (переворот 1688 - 1689 гг.) оформила компромисс между буржуазией, получившей с этих пор доступ к государственной власти, и земельной аристократией.

 

Утверждение конституционной монархии в Англии XVIII в.

Утверждение в Англии конституционной монархии получило закрепление в следующих актах парламента:

Хабеас корпус акт ("Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") - 1679 г.;

Билль о правах - 1689 г.;

Акт об устроении - 1701 г.

 

Принятый в 1679 г. Хабеас корпус акт ("Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем") приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей судебной процедурой и по месту совершения проступка. Его название происходит от латинской начальной строки приказа суда о доставке арестованного.

 

Билль о правах 1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гарантировал права парламента. Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в 3 года, впоследствии был увеличен до 7 лет.

Утверждалось верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права:

• приостанавливать действие законов или их исполнение;

• взимать налоги и сборы в пользу короны;

• набирать и содержать постоянную армию в мирное время.

Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето.

 

Акт об устроении, или "Закон о престолонаследии", принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти.

Для развития конституционного строя Англии важное значение имели следующие положения этого документа:

• установление принципа контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подписи соответствующего министра;

• установление принципа несменяемости судей - отстранить их от должности можно было только по решению парламента. Это правило провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

 

Важную часть английской конституции составляют неписаные правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английской конституции. Эти правила утвердились в XVIII в. и стали называться конституционным прецедентом. К основным из них относятся:

• непосещение королем заседаний кабинета министров;

• формирование правительства из членов партии, победившей на выборах;

• коллегиальная ответственность кабинета министров;

• отказ короля от права вето.

 

Парламент Англии после "Славной революции" вновь стал двухпалатным:

палата лордов - верхняя палата, состояла из лиц, занимающих места по наследству, по должности или по назначению короля;

палата общин - нижняя палата, формировалась на основе избирательного права.

В силу действовавшего в XVIII в. избирательного закона нижняя палата по социальному составу почти не отличалась от верхней, что обусловливало господство аристократии в парламенте.

Избирательное право: основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) «выбирали» мелкие города и деревеньки — местечки («гнилые» — старые, давно оставленные деревни; «карманные» — принадлежали крупным землевладельцам). Голосование открытое, избирателям заранее указывали, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание. В среднем, на одно местечко приходилось 12 избирателей и по 2 депутата. Город Лондон со своим полумиллионным населением (конец 18 века) посылал 4 депутатов. Между тем в Англии выросли новые города в связи с промышленной революцией 18 века. Города — средоточие буржуазии. Но именно города либо вовсе не избирали, либо избирали такое число депутатов, которое никак не соответствовало численности населения. Естественным следствием этого противоречия было требование избирательной реформы. Буржуазия не покушалась на палату лордов. Но нижнюю палату она хотела видеть буржуазной.

1832 год – Акт о народном представительстве, предложенный правительством вигов, стал законом; ее основные моменты:

-более 50 местечек — из тех, что «гнилые», — были вовсе лишены представительства в парламенте;

-еще 30 местечек должны были удовольствоваться сокращением числа депутатов;

-освободившиеся 143 места были отданы: 66 — «большим густо населенным и богатым городам», 65 — графствам, остальные — Шотландии, Ирландии, Уэллсу;

-уменьшены расходы на избирательные кампании;

-голосовать имело право «всякое совершеннолетнее лицо мужского пола, не подлежащее поражению в правах», арендующее земли или имения на срок не менее чем 60 лет, с чистым доходом не менее 10 фунтов в год.

-для внесения в списки избирателей нужно было проживать в течение ближайших 60 календарных месяцев или в самом месте или в пределах 7 миль от данного места.

1867 год – Акт о народном представительстве распадался на две части:

-новое распределение мест в парламенте: львиная доля мандатов, отнятых у «гнилых» местечек, досталась графствам (30 из 53). Крупные города по-прежнему посылали ничтожное число депутатов — 34 из 560;

-избирательный ценз: расширение ценза — право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили. До 1867 года они уплачивали налог через посредство домохозяина, и только он считался «налогоплательщиком». Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог и тем самым расширяла круг избирателей.

1872 год – вводится тайное голосование.

1884 год – Акт о народном представительстве:

-каждый мужчина (домовладелец и квартиронаниматель) имеет право голосовать, если помещение находится в графстве Англии и Шотландии или графстве и городах Ирландии;

-каждый мужчина, владеющий в графстве или городе землей или помещением (с доходом не менее 10 фунтов стерлингов), может зарегистрироваться как избиратель и голосовать;

-избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве.

1885 год – Акт о перераспределении мест: в графствах – введение избирательных округов, каждый из которых избирает одного члена парламента. По системе относительного большинства, если, например, при 1000 голосующих по трем кандидатам голоса разбивались так, что один получал 400, а два других по 300 голосов, избранным считался тот, за кого голосовало 400. То, что избранный не имел за собой большинства избирателей, не принималось во внимание. Считалось, однако, что депутат должен защищать интересы не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного округа в целом.

Парламент избирался на 7 лет. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу, однако преобладающее положение перешло к буржуазии.

 

В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти - кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. К середине XVIII в. кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин.

Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписаным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение королем заседаний кабинета министров. Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки палаты общин.