Потребность, мотивация, эмоция и их роль в формировании поведения.


Интегративная деятельность мозга.

Лекция № 8. Физиологические механизмы поведения человека (2

часа).

План:

1. Интегративная деятельность мозга.

2. Потребность, мотивация, эмоция и их роль в формировании поведения.

3. Виды памяти в биологических системах.

В условиях реального существования организма условный рефлекс

является элементом, включенным в сложную целостную деятельность мозга –

интегративную деятельность.

Наличие сложной системы внутрикорковых и корково-подкорковых связей

создает основу для взаимодействия нервных центров. Интегративная

деятельность мозга в каждый момент времени осуществляется структурами

мозга, объединенными в динамические системы, обеспечивающие

приспособительный характер поведенческих реакций.

Рассматривая, системную организацию интегративной деятельности мозга

П.К. Анохин, вслед за И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, А.А. Ухтомским

сформулировал концепцию функциональной системы.

Согласно этой концепции в каждый момент времени формируется сложная

система, представляющая собой временное объединение рецепторов, нервных

элементов различных структур мозга и исполнительных органов.

Структуры, объединенные в функциональную систему, осуществляют ряд

важнейших операций. Это, прежде всего афферентный синтез информации,

поступающей из разных источников и сигнализирующей как о конкретном

стимуле, вызывающем реакцию, так и о доминирующих потребностях и

биологической мотивации. На основе афферентного синтеза осуществляется

принятие решения. В результате принятия решения формируется программа

действия, осуществление которой связано с функционированием специального

аппарата – акцептора результатов действия, т.е. нейронной модели

предполагаемого результата. Осуществление действия приводит к результату,

информация о котором по системе обратных связей (обратная афферентация)

поступает в высшие отделы ЦНС, где она сравнивается с результатом,

запрограммированным в акцепторе действия. Если полученный результат

соответствует ожидаемому, т.е. цель достигнута, то сформировавшаяся система

перестает функционировать.

Таким образом, в сложном поведенческом акте рефлекторная дуга

замыкается в рефлекторное кольцо. В естественных условиях жизни организма

деятельность обычно начинается с создания плана и программы данной

конкретной поведенческой реакции.

Внешним __________проявлением функции мозга является поведение.

Под поведением понимают комплекс ответных реакций, обусловленных

действием на организм внешних и внутренних условий. Благодаря поведению

организм осуществляет связь с внешней средой. Человеку в отличие от

животных свойственна деятельность – процесс, связанный с трудом, в

результате которого создается продукт труда. И.М. Сеченов выделял особую

форму целенаправленной деятельности человека – «психические рефлексы с

усиленным концом», или «страстные рефлексы».

Поведение составляет соотношение безусловных и условных рефлексов.

Такие рефлексы, как пищевой, половой, оборонительный, материнский и

многие другие специальные рефлексы, лежат в основе всего дальнейшего

поведения организма. Соотношение условных и безусловных рефлексов в

целостных поведенческих актах не бывает строго фиксированным. Эти акты

направляются на выполнение одиночных приспособительных действий,

которые при различных способах своего осуществления имеют определенный

шаблон конечного исполнения. Такие поведенческие акты Л.В. Крушинский

назвал унитарными реакциями.

В основе современных представлений о физиологических механизмах

целенаправленного поведения животных и человека лежит триада «потребность

– мотивация – эмоция».

Первым этапом в организации целенаправленного поведения является

потребность. Потребность есть избирательная зависимость живых организмов

от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и

саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их

поведения в окружающем мире.

Вторым этапом в организации целенаправленного поведения является

мотивация. Не существует мотиваций без потребностей, но вполне возможно

встретить потребность, не ставшую мотивацией. Так, человек может

испытывать потребность в витаминах, но не быть мотивированным, поскольку

не знает о причинах своего состояния. Мотивация является побуждением, или

влечением, которое ведет к целенаправленному поведению и удовлетворению

определенной биологической потребности. Мотивация исчезает, как только

организм достигает биологического результата, удовлетворяющего его

исходную потребность.

При рассмотрении функциональной системы П.К. Анохина видно, что

механизм мотивации и биологическая память находятся в одном блоке.

Например, голодные щенки, которые никогда не ели мяса, не реагируют на его

вид и запах до тех пор, пока хотя бы один раз не попробуют его. И только после

этого их мозг «заносит» свойства мяса в «базу памяти». Теперь, как только

организм испытывает голод, из этой «базы» извлекаются необходимые данные,

и поведение животного становится таким, которое приводило его к получению

пищи.

К настоящему времени достаточно хорошо изучены механизмы пищевой

и защитной мотиваций.

Ведущая роль в формировании пищевой мотивации принадлежит

гипоталамической области. Так, двустороннее повреждение латерального

гипоталамуса приводит к отказу от пищи (афагия), а затем к гибели животного

от истощения. На основании этих фактов было сформулировано понятие

«центр голода», разрушение которого приводит к отказу от пищи, а

стимуляция, напротив, к избыточному приему пищи. При разрушении более

медиальных частей гипоталамуса эффект был противоположным – наступала

гиперафагия, вплоть до поедания несъедобных предметов. Это позволила

сформулировать представление о центре насыщения. Кроме этих двух центров

в пищевом поведении участвует ряд структур лимбической системы. У

человека все высшие формы пищевого поведения (привычки, национальные

обычаи и др.) складываются при участии высших отделов мозга, включая кору

больших полушарий.

Примерами защитных мотиваций организма являются страх и агрессия.

В формировании оборонительных и агрессивных мотиваций участвуют многие

лимбические структуры головного мозга, а также кора больших полушарий.

С мотивациями неразрывно связаны эмоции. Достижение цели и

удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. Не достижение

целей приводит к отрицательным эмоциям. Одной из важнейших потребностей

человека является потребность в информации.

Известно много данных о зависимости эмоционального напряжения от

величины потребности (мотивации) и прогнозирования вероятности ее

удовлетворения. П.В. Симонов дает такое определение эмоции – это есть

отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности

(ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения,

которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного

индивидуального опыта.

Эмоции изменяют состояние всего организма. Отрицательные эмоции

плохо влияют на здоровье, угнетают человека: он становится вялым,

рассеянным, апатичным. Положительные эмоции увеличивают интенсивность

энергетических процессов, возрастают потенциальные возможности организма.