Двойная запись, корреспонденции счетов.


Двойная запись – это способ отражения некоторой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Двойная запись в процессе совершения хозяйственных операций отражает двойные изменения в составе активов или источников их образования, либо одновременно и в составе и активов и пассивов, т.е. в дебете одних и кредите других счетов в одной и той же сумме.

Каждая хозяйственная операция записывается на счетах дважды, по Дт одного счета и Кт другого счета, что и называется двойной записью. По способу регистрации хозяйственных операций в бухгалтерском учете различают записи в хронологическом и систематическом порядке. Хронологическая запись предусматривает отражение хозяйственных операций в последовательности их совершение и оформления документами независимо от содержания. С этой целью разработаны специальные бланки, формы журналов регистрации хозяйственных операций. Систематическая запись предусматривает регистрацию тех же хозяйственных операций, но согласно их содержанию на счетах бухгалтерского учета (предусматривает наличие группировки по экономически однородным признакам).

Регистрация проводится посредством двойной записи, т. е. по Дт одного счета и кредиту другого счета. Сумма оборотов по Дт должна быть равна сумме оборотов по Кт всех счетов и одновременно общей сумме по журналу хозяйственных операций. Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета, возникающая в результате двойной записи хозяйственных операций, называется корреспонденцией счетов.

При составлении корреспонденции счетов с использованием метода двойной записи обязательно участвуют три составляющих:

- содержание хозяйственной операции,

- дебетуемый счет,

- кредитуемый счет.

Обозначение корреспонденции счетов, т. е. наименование дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы называется проводкой или бухгалтерской записью. Проводки бывают простые и сложные (Дт – 1 счета и Кт – 2 счетов).

Сущность двойной записи объясняется строением баланса, в котором с двух позиций рассматривается его имущество: по составу и размещению в активе баланса и по наличию прав на эти ценности (обязательств) в пассиве баланса. Поэтому итоги статей актива и пассива всегда равны.

Метод двойной записи имеет большое контрольное значение. При расхождении сумм выявляется допущенная ошибка.

Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов является составление оборотной ведомости. В ней указывается:

№ счета Сальдо на начало месяца Оборот за месяц Сальдо на конец месяца
  Дт Кт Дт Кт Дт Кт
             

При правильной организации бухгалтерского учета обязательно должно быть попарное равенство итогов в колонках.

Сальдо на начало месяца Дт = Кт

Итого: дебетовый оборот = кредитовому обороту.

Сальдо на конец месяца – дебетовый итог = кредитовому.

Пример:

Отпущено со склада и израсходовано в основном производстве материалов на сумму 125000 руб. Данная операция означает уменьшение на складе материалов и увеличение затрат в основном производстве на ту же сумму. Данная операция приводит к двойному изменению актива и затрат. Два счета 10 и 20, оба активные. Запись: Дт 20 Кт 10

Бухгалтерские записи подразделяются на простые и сложные.

Простые – в хозяйственной операции участвуют только 2 счёта.

Пример:

Остаток не выданной з\п возвращен из кассы на расчетный счет в сумме 100000 рублей.

51 расчетный счет

50 касса

Сложные – на несколько простых.

Пример:

Отпущено в основное производство материалов на сумму 53000 и полуфабрикатов на сумму 12500

Дт 20 Кт 10 - 53000, Дт 20 Кт 10 - 12500

Бухгалтерская запись осуществляется на основании документов, в которых зафиксировано содержание хозяйственных операций.

 

4. Синтетический и аналитический учёт

Для получения различных по степени детализации данных, счета бухгалтерского учёта подразделяют на аналитические и синтетические.

Синтетические счета предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учёта однородных объектов (состава и движения средств).

Для оперативного управления и руководства работой предприятия, контроля за сохранностью всех видов собственности, учёта затрат на производство, учёта расчетов с рабочими и служащими, а также состояние расчётов с конкурентами недостаточно иметь лишь сводные показатели, требуются детальные, частные сведения, характеризующие подробно все стороны деятельности предприятия. Счета, предназначенные для такого вида учета, называются аналитическими. Они открываются в развитие определенного синтетического счёта в размере его видов, частей, где это требуется, с оценкой в натуральном и денежном выражении.

Промежуточное место между аналитическим и синтетическим счетами занимают так называемые субсчета, т.е. субсчета являются промежуточной группировкой аналитических счетов в пределах синтетического счета. Это способ группировки данных аналитических счетов. Данные аналитического и синтетического учета в конце изучаемого периода необходимы для получения сводной информации.

Синтетические счета являются счетами I порядка;

Субсчета II порядка;

Аналитические счета III, IV, V порядка.

Между синтетическим счетом и аналитическими счетами существует взаимосвязь: сальдо 1-го синтетического счета = сумме всех счетов к нему относящихся и обороты также.