Рационализм и эмпиризм XVII века находят свое продолжение в философии И. Канта.


С точки зрения субъективного идеализма единственной существующей реальностью является сознание человека. Идеи, имеющиеся в человеческом разуме, не являются отражением внешних по отношению к человеку явлений, а, напротив, внешние явления подстраиваются под человеческие идеи.

В материализме телесный мир рассматривается как единственная существующая реальность, т.е. как субстанция. Сознание же понимается как способность материи отражать саму себя.

Материя есть всё то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.

Материя (лат. materia - вещество) в буквальном переводе есть вещественность или телесность. Мир физико-биологических реалий.

Это выразилось в укрепленииматериалистическойтрадиции в философии Нового времени. Во Франции возникает целое направление, не признававшего идеального или духовного начала в сотворении и бытии окружающего мира. Различные явления объяснялись с естественнонаучной точки зрения.

К этому направлению принадлежат Д. Дидро, П. Гольбах, «Система природы» Гельвеций.

Но это у космоцентристов греков. У них тела, «фюзис» и все такое.

А у нас на дворе Новое время и, соответственно, равнение нужно держать не на тело, а на ум человека. В результате этого равнения родилось новое определение материи, которое потом стало классическим. Дал его французский материалист Поль Гольбах.

 

 

Гольбах дал определение материи не с точки зрения – мир, а с точки зрения человек.Тело здесь представлено в восприятии человека, а не само по себе. Материя (тело) есть то, что вызывает у человека ощущения.

 

Для материалистов тело – и есть вечность, которая дана человеку через органы чувств.

Поэтому все материалисты – эмпирики.

 

Оппонентами материалистов были субъективные идеалисты

Основной тезис материалистической философии об объективной реальной основе всего сущего был подвергнут критике в работах Джорджа Беркли и Дэвида Юма.

 

Со смертью же человека исчезает всё.

 

Крайней формой С.И. является Солипси́зм (от лат. solus — «единственный» и лат. ipse —«сам») — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира.

В уме человека изображается не объективный мир, а его мысли, которые невесть откуда берутся. То есть мы имеем дело не реальными людьми и предметами, а их мысленными образами, существующими возможно только в нашем мышлении.

Специфическая, конечно, позиция (ты один в целом свете, ад для тебя наступил уже сейчас, ад ведь это метафизический эгоизм – тотальное одиночество, ведь нет никого, могущего стать для тебя другом – все ниже тебя, все слуги).

Но реальность субъекта она открыла и это действительно реальность, вплоть до самоубийственного осуществления своих фантазмов, принимаемых за истину.

Однако существование субъективной реальности не отменяет реальности объективной, как того желают С.И. и впоследствии эти две реальности реальность субъекта и мир вокруг (материалистический в т.ч.) соединились в философии, основателя немецкой классической философии И. Канта. Здесь же соединились рационализм и эмпиризм, о которых речь шла раньше.

 

Особенности классического этапа философии Нового времени

 

Классический этап философии Нового времени часто называют немецкой классической философией. Это название связано с тем, что в конце XVIII-XIX столетиях центр философского творчества перемещается из Англии и Францию в Германию, страну, отсталую на тот момент в политическом и экономическом отношениях, однако выдвинувшуюся вперед в области духовной культуры.

 

Основателем немецкой классической философии был Иммануил Кант.Вторая по величине фигура - Георг Гегель.Далее следуют имена Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Людвига Фейербаха, Карла МарксаиФридриха Энгельса.

В отличие от своих коллег XVII века (за исключением Ф. Бэкона и Р. Декарта) все эти философы были основателями самостоятельных философских направлений.

В этой связи показательно, что философские течения XVII-XVIII веков именуются по их основной идее - рационализм, эмпиризм, материализм, субъективный идеализм (исключение составляет лишь учение Р. Декарта (Картезия), названное картезианством). Течения же классического этапа носят имена их основателей – кантианство (Кант), гегельянство (Гегель), фихтеанство (Фихте), марксизм (Маркс) и т.п.

 

Будучи оригинальным явлением в истории философской мысли немецкая классическая философия,в то же время, составляет неотъемлемую часть философии Нового времени иявляется результатом развития основных течений европейской философии XVII-XVIII века.

Материализм –в учениях Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса.

Субъективный идеализм –у И. Фихте, Ф. Шеллингаи опять же у Канта,

Учение об идеальнойсубстанции Декарта - у Г. Гегеля.

 

Особенностями немецкой классической философии, помимо её ориентации на человеческий разум, общей с философией XVII-XVIII веков, является

1) системный характер -каждое из классических учений Нового времени затрагивает все известные на тот момент основные философские проблемы;

2) гуманистическая направленность -немецкая классическая философия начинает рассматривать человека в качестве самоценности (итем самым закладывает фундамент современной западной цивилизации).

 

Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804).