Управление обороной


УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

1. Управление обороной

2. Управление государственной безопасностью

3. Управление внутренними делами

4. Управление иностранными делами

5. Управление юстицией

В административно-правовой теории и практике государственного управления к сфере административно-политической деятельности относятся такие отрасли, как оборона, безопасность, внутренние дела иностранные дела, юстиция. Органы управления (исполнительной власти) этими отраслями являются составной частью единой системы органов исполнительной власти и активно осуществляют функции государства.

Особое место в административно-политической сфере занимают оборона и органы, осуществляющие управление ею.

Республика Беларусь поддерживает свою обороноспособность на уровне оборонительной достаточности для защиты от агрессии стремится к мирному сосуществованию со всеми государствами.

Оборона Республики Беларусь - это комплекс политических, экономических, экологических, военных, социальных и правовых мероприятий по обеспечению независимости, территориальной целостности, защиты интересов государства и мирной жизни народа. Защита Отечества — конституционная обязанность каждого гражданина, поскольку оборона страны относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.

Цель обороны - создание необходимых условий для предотвращения военного нападения и организации вооруженного отпора возможной агрессии против Республики Беларусь в любое время и при любых обстоятельствах,

Военная доктрина Республики Беларусь основывается на том, что государство: соблюдает принцип неприкосновенности Государственной границы Республики Беларусь, не выдвигает никаких территориальных претензий к другим государствам и не признает таких претензий со стороны других: государств; уважает политическую неза­висимость и государственный суверенитет других стран и признает их право решать вопросы обеспечения национальной безопасности в соответствии со своими интере­сами без нанесения ущерба безопасности других государств; выступает за решение, всех межгосударственных противоречий исключительно путем переговоров на взаимоприемлемой основе; содействует сбалансированному сокращению вооружения на европейском континенте в рамках обязательств, определенных международными соглашениями и договорами; исключает одностороннее сокращение вооружения в ущерб военной безопасности государства, допуская его только с учетом своих экономических возможностей и объективной целесообразности для обеспечения необходимого уровня обороноспособности Республики Беларусь.

Основы организации обороны Республики Беларусь и полномочия государственных органов по ее обеспечению обязанности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц по осуществлению обороноспо­собности страны предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об обороне».

-Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом,. Для ее осуществления Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Министерства внутренних дел, пограничные войска, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента, иные воинские формирования, создаваемые в соответствий с, законодательством, а также привлекает органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

Организация обороны включает: анализ, оценку и прогнозирование развития военно-политической обстановки; разработку основных направлений военной политики и Военной доктрины Республики Беларусь; правовое регулирование в области обороны и военного строительства; создание и обеспечение эффективного функционирования военной организации государства; создание, подготовку и поддержание в необходимой степени мобилизационной готовности государственных органов и иных организаций, входящих в военную организацию государства, транспорта и коммуникаций; строительство и развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также планирование их применения; совершенствование и подготовку к функционированию в условиях военного времени системы управления военной организацией государства, а также экономикой Респуб­лики Беларусь; охрану Государственной границы Рес­публики Беларусь и обеспечение вооруженной защиты Республики Беларусь; разработку основных направлений развития вооружения, военной техники, формирование и реализацию программ вооружения, государственного оборонного заказа по разработке, производству, постав­кам, совершенствованию и ремонту вооружения, военной техники; развитие и совершенствование системы инфор­мационного обеспечения деятельности военной органи­зации государства; планирование и осуществление мероприятии по территориальной и гражданской обороне; другие мероприятия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Важные функции в сфере обороны возложены на Президента Республики Беларусь- гаранта государственного суверенитета и территориальной целостности государства. Президентявляется Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь. Он осуществляет общее руководство подготовкой и. применени­ем военной организации государства с целью обеспече­ния военной безопасности Республики Беларусь, в частности: формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; определяет задачи органам государственного управления по организации вооруженной защиты Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей министров обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, председателей Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственной) комитета пограничных войск Республики Беларусь и их заместителей, командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь, начальника железнодорожных войск - начальника Департамента железнодорожных войск Министерства обороны Республики Беларусь; утверждает план обороны Республики Беларусь, определяет задачи государства по организации вооруженной защиты Республики Беларусь; вносит на утверждение Национального собрания Республики Беларусь Военную доктрину Республики Беларусь, предложения по объему бюджетных ассигнований на оборону; утверждает концепции военного строительства и строительства Вооруженных Сил, планы строительства, развития и применения Вооруженных Сил, других воинских формирований, государственную программу оперативного оборудования территории Республики Беларусь, план гражданской обороны, положение о территориальной обороне; издает правовые акты по вопросам боевой готовности, планирования и ведения военных действий Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями; утверждает мобилизационные планы Республики Беларусь; утверждает планы накопления материальных средств в государственном и мобилизационном резервах; утверждает государственную программу вооружения; утверждает структуру и численность Вооруженных Сил, других войск и воинских, формирований, их дислокацию.

Высшим коллегиальным координационно-политическим органом, создаваемым в целях реализации полномочий Президента Республики Беларусь как Главы госу­дарства и Главнокомандующего Вооруженными Силами, является Совет Безопасности Республики Беларусь. Он вносит предложения Президенту Республики Бела­русь по вопросам государственной политики в области военной безопасности государства, определяет основные направления военной политики, принципы военного строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также основополагающие положения Военной доктрины Республики Бела­русь; организует устойчивое функционирование военной организации государства в любых условиях военно-политической обстановки; определяет структуру и численность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с: учетом реальной объективной достаточности для обороны, а также экономических возможностей государства и вносит их на утверждение Президенту Республики Беларусь; вносит предложения Президенту . Республики Беларусь по вопросам введения, продления и отмены военного, чрезвычайного положения; координи­рует перевод экономики Республики Беларусь на работу в условиях военного времени; заслушивает руководителей республиканских органов государственного управления по вопросам обороны и обеспечения военной безопасности государства; определяет основные направления международной военно-политической деятельности, задачи по развитию союзнических и партнерских отноше­ний с другими государствами; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь в области обороны.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов в области обороны, в том числе об объявлении войны и о заключении мира, о военном, чрезвычайном положении.

Совет Республики Национального собрания Рес­публики Беларусь: одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов в области обороны; отменяет, решения местных Советов депутатов по вопросам обороны, не соответствующие законодательству Республики Беларусь; рассматривает указы Президента Республики Беларусь о введении военного, чрезвычайного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий решает вопросы и несет ответственность за всестороннее удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в необходимых финансовых и материальных ресурсах. для защиты Республики Беларусь, выполнение международных договоров по вопросам коллективной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями. Он организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной техникой и другими материальными средствами и ресурсами по их заказам; определяет объемы материальные ресурсов и бюджетных ассигнований на нужды обороны, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны; определяет порядок ведения воинского учета призывников и лиц, состоящих в. запасе, в военных, комиссариатах и организациях; осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на: военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание военно-обученных резервов; вносит, на утверждение Президенту Республики Беларусь мобилизационные планы Республики Беларусь и планы создании, накопления, сохранения и своевременного обновления запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резервах, организует разработку мобилизационных планов экономики Республики Беларусь, ее перевод на работу в условиях военного времени; создает необходимые запасы материальных средств государственного резерва на арсеналах и базах, обеспечивает их содержание, руководит мобилизационной подготовкой экономики Республики Беларусь и переводом ее на работу в условиях военного времени и др.

Органом государственного управления Вооруженными Силами Республики Беларусь является Министерство обороны Республики Беларусь, которое несет полную ответственность за их развитие и подготовку к вы­полнению задач обороны. Минобороны оценивает военно-политическую обстановку и определяет уровень военной угрозы, принимает участие в разработке проекта военной доктрины и формировании оборонного бюджета государства разрабатывает и подает на рассмотрение Президенту проекты государственных программ строительства и развития Вооруженных Сил, развития вооружения и военной техники, общей структуры и численного состава Вооруженных Сил, объема бюджетных ассигнований на потребности обороны.

Минобороны Республики Беларусь осуществляет руководство боевой, оперативно-технической и нравственно-психологической подготовкой войск, военной наукой, проводит военно-научные исследования, организует и обеспечивает военно-патриотическое воспитание личного состава, осуществляет координационные, контрольные и другие полномочия в сфере обороны.

Органы местного управления в пределах своих полномочий принимают участие в государственных и общественных мероприятиях, проводимых в области обороны. Они обеспечивают потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их Заказам, выделяют для нужд обороны земельные участки; предоставляют воинским частям, военным учебным заведениям и организациям Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований служебные помещения и жилую площадь, коммунальные, бытовые и другие услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь; в соответствии с законодательством Республики Беларусь организуют и проводят подготовку допризывников и призывников к военной службе, патриотическое воспитание населения, призыв граждан Республики Беларусь на военную службу, оказывают содействие в проведений военных, учебных и специальных сборов военнообязанных граждан, в том числе учебных сборов граждан, обучающихся на военных кафедрах гражданских высших и средних специальных учебных заведений; обеспечивают социальную защиту военнослужащих лиц, уволенных с военной службы, военнообязанных, членов их семей; реализуют возложенные на них полномочия и функции в области мобилизационной подготовки и мобилизации; обеспечивают выполнение организациями государственного оборонного заказа на соответствующей территории; организуют планирование и обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне; организуют, выполнение мероприятий, предусмотренных пла­нами гражданской обороны; координируют и согласовывают свою деятельность в военное время с органами военного управления в соответствии с планом обороны.

Предприятия, учреждения и организации выполняют государственные заказы и договоры по производству и поставке вооружения и другой продукции для потребностей обороны, осуществляют научные разработки, исследования, выполняют военно-транспортные обязательства и другие задачи, определенные действующим законодательством.

Вооруженные Силы Республики Беларусь являются военной государственной структурой, предназначенной для вооруженной защиты суверенитета, независимости, территориальной целостности и неделимости Республики Беларусь от военного нападения или угрозы военного нападения извне.

Принципы построения Вооруженных Сил Республики Беларусь, их состав, общая структура и численность, порядок комплектования, дислокации, мобилизации и де­мобилизации определяются Законом Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и другими актами законодательства.

Вооруженные Силы состоят из: центральных органов управления; видов Вооруженных Сил; родов войск; специальных войск; военных учебных заведений и организаций Министерства обороны.

К центральным органам военного управления относятся Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил (далее - Генеральный штаб). Он организационно входит в состав Министерства обороны.

Генеральный штаб является главным военным органом по планированию обороны государства, управления применением Вооруженных Сил Республики Беларусь, координации и контроля за исполнением задач в сфере обороны органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, военными формированиями, созданными в соответствии с законами Республики Бела­русь, и правоохранительными органами в пределах, установленных законами Республики Беларусь, нормативно-правовыми актами Президента и Совета Министров. Генеральный штаб возглавляет Начальник, которого назначает на должность по представлению министра обороны д освобождает от должности Президент.

Видами Вооруженных Сил являются: сухопутные войска; военно-воздушные силы и войска противовоз­душной обороны.

Организационно Вооруженные Силы Республики Беларусь состоят из воинских объединений, соединений, частей, подразделений, воинских учреждений и учебных заведений.

Вооруженные Силы Республики Беларусь комплектуются военнослужащими в соответствии с Законом Республики Беларусь «О: воинской обязанности и воинской службе». Всеобщая воинская обязанность устанавливается в целях обеспечения комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь и других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством, а также подготовки населения к защите государства.

Всеобщая воинская обязанность включает в себя: подготовку граждан к военной службе; приписку (регистрацию) к призывным участкам; принятие и призыв на военную службу; прохождение; военной службы; выполнение воинской обязанности в запасе; соблюдение правил воинского учета.

Комплектование Вооруженных Сил Республики Беларусь и других воинских формирований военнослужащими осуществляется через военные комиссариаты; являющиеся местными органами военного управления.