КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА


Тема 9. Эффективность информационной системы маркетинга.

Эффективность работы информационной системы выражается при помощи набора числовых характеристик, называемых критериями эффективности. Каждый критерий количественно определяет степень соответствия между результатами проектирования или функционирования ЭИС и поставленными перед ней целями. Величина, выбранная в качестве критерия, должна удовлетворятьряду требований. Она должна прямо зависеть от процесса проектирования (функционирования) системы, давать наглядное представление об одной из целей системы и допускать приближенную оценку по экспериментальным данным. ЭИС обычно оценивается по комплексу критериев. Оценке подлежат: · система в целом; · отдельные составляющие этапа проектирования системы, Как правило, функционирование ЭИС направлено на успешную реализацию нескольких целей, наиболее типичные: 1. Повышение эффективности управления объектом: -максимальная полнота информации для обеспечения принимаемых решений; - предоставление информации с максимально возможной скоростью; -.максимальное удобство взаимодействия информационной системы с потребителями. 2. Эффективное использование ресурсов ЭИС: -сокращение расходов на создание, эксплуатацию и развитие ЭИС; -максимальное извлечение выходной информации из имеющегося объема данных; -сокращение избыточности в базе данных. Критериями для названных целей будут: -отношение объема информации в базе данных к объему информации на объекте управления; -время обработки информации в ЭИС. -время, которое потребители расходуют на запрос необходимой информации и ее использование в управлении; - сумма капитальных вложений и текущих затрат на создание, эксплуатацию и развитие ЭИС; -отношение объемов входной и выходной информации; -доля избыточной информации в общем объеме данных. Одновременное достижение указанных целей практически неосуществимо. С функциональной точки зрения можно выделить такие классы ЭИС, как - системы обработки данных (СОД), - автоматизированные системы управления (АСУ), - информационно-поисковые системы (ИПС). Персональные критерии оценки:· профессионализм, · опыт работы на рынке,· квалификация сотрудников, · ответственность за результат; · деловая репутация; · динамика развития; · комплексное решение; · цена/качество предоставляемых услуг;· решения для малого бизнеса; · использование современных бизнес - технологий;· сервис обслуживания;· информационная открытость; · социальная эффективность.

 

Ежегодно американский журнал "Datamation" публикует по итогам деятельности список 100 ведущих компьютерных фирм. Доступность статистических данных для широкого круга пользователей объясняется несколькими причинами. Во-первых, желанием попасть в число ведущих производителей, что обеспечивает повышение престижа и репутации фирмы. Ведущие производители, несмотря на наличие коммерческой тайны, заинтересованы в распрост­ранении соответствующей информации о своей деятельности среди специалистов и пользователей, поскольку подобные публикации служат отличной рекламой. Во-вторых, большин­ство производителей предлагают на рынке ценных бумаг собственные акции, и соответственно акционеры должны знать о состоянии дел в конкретной фирме. В качестве основного показателя деятельности используется доход от продаж, в том числе по следующим направлениям: универсальные ЭВМ; ЭВМ среднего класса; персональные компьютеры; рабочие станции; программное обеспечение; периферийное оборудование; передача данных; обслуживание; поддержка и другие доходы.

Рост выпуска средств вычислительной техники, перифе­рийного оборудования и программного обеспечения напрямую связывается с расходами на программы научно- исследовательской и технологической деятельности (НИТД), имеющие долгосрочное и перспективное направление.

Анализ данных деятельности ведущих фирм свидетельст­вует о высоких затратах: от 13,2 до 32,2% от дохода, что видно из табл. 1.

Таблица 1