Поясняющий пример


Мировое сообщество обладает огромной силой. До примене­ния им экономических санкций к Ираку в его социальной струк­туре небольшая часть была богатой и такая же – бедной. Основ­ное население проживало на среднем уровне даже по европейским меркам. А через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась. Основная часть среднего класса скатилась до бедноты.

Итак, мы вправе сделать такой вывод: на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системымировые империи (множество территорий, полити­чески объединенных в одно государственное образование), и Мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенную).

Цивилизация, как и предшествующие понятия, отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происхо­дит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают еще спорить. Цивилизация понимается ими в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпо­ху, пришедшую на смену "варварству", иначе говоря, знаме­нует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О. Шпенглера: цивилизация – высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исторически – как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит спе­цифическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации раз­личаются именно этими принципиальными чертами. Они поко­ятся на специфических ценностях, философии, принципах жиз­ни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высо­кой ступени различия, где бы географически они ни размеща­лись. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, горо­дов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет. (Там, где нет письменности, нет и цивилизации.) Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, евра­зийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древ­неегипетская, китайская, восточнославянская и другие циви­лизации.

Итак, сделаем заключение: цивилизация – глобальное поня­тие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Ее понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.