Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий физической культурой.


Формы физического воспитания.

Основной формой организации занятий по физическому воспита­нию считается урочная. Отметим характерные признаки урочной формы:

§ проводятся под руководством педагога;

§ коллектив занимающихся организован и однороден;

§ занятия проводятся по разработанной программе;

§ занятия проводятся по расписанию.

Урок принято делить на 3 части: подготовительную, основную и за­ключительную.

Подготовительная часть урока. В этой части урока решаются сле­дующие задачи:

- подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций к предстоящей нагрузке;

- подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных усилий.

Основная часть урока. В основной части урока решаются главные задачи:

- развитие волевых и физических качеств занимающихся;

- формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.

Заключительная часть урока. В этой части урока основными зада­чами являются следующие:

- содействовать более быстрому восстановлению организма после нагрузки в основной части (рекомендуется выполнять упражнения на рас­слабление, на растягивание, массаж);

- подвести итоги работы на уроке. Преподаватель должен дать оценку действиям занимающихся, проинформировать о предстоящих заня­тиях.

Неурочные формы занятий физическими упражнениями могут быть эпизодическими (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и системати­ческими (гигиеническая и производственная гимнастика). Если эпизодиче­ские занятия не имеют строгой регламентации, то систематические не­урочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне опре­деленные требования к нагрузке.

Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из ак­туальных социально-педагогических проблем. Многочисленные исследо­вания свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов потребностью, не превратилась в интерес лич­ности.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активные занятия физической культурой и спортом.

Субъективные факторы – это все, что связано с внутренним миром человека, его переживаниями.

К объективным факторам относятся: состояние материальной базы, содержание занятий и направленность учебного процесса по физвоспитанию, состояние здоровья занимающихся, личность преподавателя, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

В зависимости от задач, которые ставит перед собой занимающий­ся, различные системы физических упражнений могут целенаправленно использоваться, например:

1. Для развития основных физических качеств:

- для развития силы применяются упражнения с отягощениями (собственный вес тела, с резиновыми амортизаторами, с эспандером, отя­гощения малого, среднего и большого веса, упражнения на тренажерах);
атлетическая гимнастика; тяжелая атлетика; гиревой спорт;

- для развития быстроты движений используются различные уп­ражнения с ускорением, спринтерские дистанции в легкой атлетике (100,200 м), конькобежном спорте;

- для развития ловкости большое значение имеет разучивание но­вых сложных движений, а также упражнения спортивной и художествен­ной гимнастики, акробатики, аэробики, прыжки на батуте, спортивные различные игры;

- для развития гибкости рекомендуется выполнять различные гимнастические упражнения для всех частей тела с максимальной амплитудой: активные (за счет собственных усилий) и пассивные (за счет внешних уси­лий), с помощью партнера или с использованием отягощений;

-для развития выносливости используются все циклические виды спорта, нагрузка в которых продолжается от минут до 30 минут и более.

Например, спортивная ходьба, лыжные гонки, бег на средние и длинные
дистанции, плавание и т.д.

2. Для освоения жизненно необходимых навыков используются ходьба, бег, плавание, передвижения на лыжах, ритмическая гимнастика.

3. Для воспитания волевых качеств необходимо во время занятий добиваться выполнения тренировочных планов, преодолевать вводимые в занятия усложнения, применять элементы соревнований.

4. На формирование различных психофизических и специальных прикладных физических качеств можно воздействовать с помощью на­правленного подбора средств физической культуры:

- устойчивость к низким температурам вырабатывается при заняти­ях зимними видами спорта на открытом воздухе;

- устойчивость к гипоксии вырабатывается при занятиях цик­лическими видами спорта на средние и длинные дистанции;

- устойчивость к работе на высоте вырабатывается при занятиях спортивной гимнастикой, акробатикой, прыжками на батуте;

- устойчивость к длительной концентрации внимания вырабатыва­ется при занятиях пулевой стрельбой, стрельбой из лука, шахматами и шашками;

- устойчивость к распределенному вниманию вырабатывается при занятиях спортивными играми (футбол, волейбол, баскетбол).