Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называе­мыми жизненными циклами.Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качествен­ными этапами становления социального "Я": поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приоб­ретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окру­жения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот про­цесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое на­звание.

Десоциализация и ресоциализациядве стороны одного про­цесса, а именно взрослой, или продолженной социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспиты­вается в семье и школе, резких измене­ний в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрас­те, он существенно меняется. Теперь на первый этап выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (об­ретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремаль­ные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто по­падает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, пси­хиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Например, американский социолог Ирвинг Гоффман, изучивший эти, как он выразился, "тотальные институты", выделил такие признаки ресоциализации в экстремальных усло­виях:

•изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.);

•постоянное общение с одними и теми же людьми, с кото­рыми индивид работает, отдыхает, спит;

•утрата прежней идентификации, которая происходит че­рез ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецформу);

•переименование, замена старого имени на "номер" и по­лучение статуса: солдат, заключенный, больной;

•замена старой обстановки на новую, обезличенную;

•отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

•утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует.

Дело в том, что то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выжива­нию в подобных условиях. Детская социализация имеет совсем другие признаки:

отсутствие изоляции от внешнего мира,

общение с разными людьми,

укрепление прежней индентификации,

отсутствие всяких переименований и переодеваний,

широкая свобода действий.

Десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет – разрушенными окажутся ос­новы личности.

В тех случаях, когда человек что называется "надломился", происходит негативная ресоциализация: мальчик из благополуч­ной семьи становится бандитом.

Если десоциализация может быть глубокой, то и позитивная ресоциализация может быть столь же глубокой.

К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ро­лей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монас­тырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.

Вывод: де- и ресоциализациядве тени, два крыла нормаль­ной социализации. Первая говорит о переобучении в новых соци­альных условиях (допустим, вы эмигрировали в США). Вторая свидетельствует о разобучении в экстремальных условиях (на­пример, вы попали в тюрьму). Та и другая могут быть глубокими (вызывать деградацию личности) и поверхностными (сопровож­дают нормальные жизненные циклы человека).