Ставки сбора по отдельным видам водных биологических ресурсов


Ставки сбора за каждый объект животного мира

Наименование объекта животного мира Ставка сбора, руб. (за 1 животное)
Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом 15 000
Медведь (за исключением камчатских популяций и медведя белогрудого)
Медведь бурый (камчатские популяции), медведь белогрудый
Благородный олень, лось
Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон
Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха
Дикий северный олень, сайгак
Соболь, выдра
Барсук, куница, сурок, бобр
Харза
Енот-полоскун
Степной кот, камышовый кот
Европейская норка
Глухарь, глухарь каменный
Улар кавказский
Саджа
Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница

 

При этом указанные ставки применяются в уменьшенном в два раза размере в случае изъятия молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных.

Предусмотрено также применение ставки сбора за каждый объект животного мира в размере 0 руб.тогда, когда пользование такими объектами животного мира осуществляется в следующих целях:

охрана здоровья населения, устранение угрозы для жизни человека;

предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных;

регулирование видового состава объектов животного мира;

предотвращение нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания;

воспроизводство объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти.

Указанная ставка применяется и в случае пользования такими объектами животного мира в целях изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях.

Конкретные ставки сбора установлены и за каждый объект водных биологических ресурсов, в том числе морских млекопитающих. В связи с многообразием видов добываемых водных биологических ресурсов количество таких ставок приближается к сотне. При этом они дифференцированы по 5 водным бассейнам. В качестве примера в таблице № привезены отдельные виды ставок.

 

Таблица №

Наименование объекта водных биологических ресурсов Ставка сбора, руб. (за 1 т)
Дальневосточный бассейн
Треска
Палтус
Камбала
Навага
Краб синий 100 000
Сайра
Северный бассейн
Треска
Сельдь
Камбала
Палтус
Краб камчатский 60 000
Балтийский бассейн
Салака
Шпрот
Треска
Камбала
Каспийский бассейн
Килька каспийская
Сельдь
Судак
Осетровые
Азово-Черноморский бассейн
Судак
Кефаль
Лещ
Шпрот
Осетровые
Реки, водохранилища, озера
Осетровые
Семга, чавыча, кета осенняя амурская, кижуч, нельма, таймень, нерка, балтийский лосось
Байкальский белый хариус, угорь, чир, муксун
Судак

 

Отдельно установлены ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов – морскими млекопитающими. Размеры их колеблются от 150 руб. до 30 тыс. руб. за одно млекопитающее. В частности, ставка сбора за одну касатку и других китообразных (за исключением белухи) достигает 30 тыс. руб., за белуху – 3 тыс. руб., а за каспийского тюленя, байкальского тюленя и тюленя обыкновенного – 150 руб.

Вместе с тем Кодексом предусмотрено, что в отдельных случаях ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов могут быть установлены в размере 0 рублей. Это имеет место, когда пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется в следующих целях:

охрана здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека;

предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных;

регулирования видового состава объектов водных биологических ресурсов;

предотвращение нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания;

воспроизводство объектов водных биологических ресурсов, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти.

Такая же ставка применяется при пользовании этими объектами в случае изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с российским законодательством.

Пониженная на 85% ставка сбора применяется для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень. К таковым относят организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Кроме того, данные организации должны эксплуатировать только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда. Они обязаны также быть зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с российским законодательством. При этом объем реализованной ими рыбной продукции или выловленных объектов водных биологических ресурсов должен составлять в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции.

Сумма сбораза пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого вида объекта животного мира и каждого вида объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов животного мира и объекта водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта.

Налогоплательщики обязаны сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивать при получении лицензии или разрешения на пользование объектами животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов.

Сумма разового взноса составляет 10% от исчисленной суммы сбора и уплачивается при получении лицензии или разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов.

Оставшаяся сумма сбора уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии или разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего лицензию или разрешение на пользование объектами животного мира.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится в несколько ином порядке.

Плательщики – физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивают сбор по местонахождению органа, выдавшего лицензию или разрешение на пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели платят сбор по месту своего учета.

Налоговое законодательство установило обязанность органов, выдающих в установленном порядке лицензию или разрешение на пользование объектами животного мира или на пользование объектами водных биологических ресурсов представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях или разрешениях. Кроме этого они обязаны сообщать о сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии или разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора по утвержденной форме. Указанные сведения должны представляться не позднее 5-го числа каждого месяца.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира, обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанные разрешение или лицензию, сведения о полученных лицензиях или разрешениях. Одновременно с этим представляются данные о подлежащих уплате суммах сбора и суммах фактически уплаченных сборов. Указанные сведения должны представляться не позднее 10 дней с даты получения лицензии или разрешения на пользование объектами животного мира.

По истечении срока действия лицензии или разрешения этим лицам предоставлено право обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанные лицензию или разрешение, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям или разрешениям.

Зачет или возврат сумм сборов по нереализованным лицензиям или разрешениям осуществляется в общем порядке, установленном по всем налогам и сборам, при условии представления необходимых документов по установленному перечню.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях или разрешениях на пользование объектами водных биологических ресурсов, а также о суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов. Указанные сведения должны быть представлены не позднее 10 дней с даты получения лицензии или разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов

Суммы сборов за пользование объектами животного мира в полном объеме поступают в доходы бюджетов субъектов Федерации.

Контрольные вопросы:

1.Чем вызвана необходимость принятия данного сбора?

2. Имеются ли правовые и экономические основания для включения указанного сбора и

других сборов в российскую налоговую систему?

3. Кто является плательщиками сбора за пользование объектами животного мира и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов?

4. Что является объектом налогообложения сбором?

5. Каковы ставки сбора за каждый объект животного мира и за каждый объект водных биологических ресурсов? Кем они устанавливаются? К какой налоговой базе применяются?

6. В каком порядке и в какие сроки уплачиваются в бюджет суммы сборов?

 

 

9. Государственная пошлина.

 

Законодательство рассматривает государственную пошлину как сбор, взимаемый уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершение юридически значимых действий, в том числе, выдачу документов, их копий и дубликатов.

При этом в Кодексе предусмотрено, что государственная пошлина взимается при обращении плательщика сбора исключительно в государственные органы, органы местного самоуправления, в другие органы, и к уполномоченным должностным лицам.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, при условии их обращения за совершением юридически значимых действий. Плательщиками пошлины являются также организации и физические лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судами, и если при этом решения приняты не в их пользу и истец освобожден от уплаты пошлины. В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, то государственная пошлина уплачивается каждым из них в равных долях. В случае же, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо или несколько лиц освобождены от уплаты пошлины, то ее размер, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы. В этом случае остальная часть государственной пошлины уплачивается одним или остальными лицами, не имеющими права на льготы.

В связи с широким толкованием действий, подлежащих обложению пошлиной, законодательством установлен достаточно большой (при этом закрытый) перечень объектов взимания пошлины. Всего предусмотрено более ста видов юридически значимых действий, облагаемых государственной пошлиной.

В частности, государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

За выдачу документов вышеперечисленными судами, учреждениями и органами граждане и юридические лица также обязаны уплатить пошлину.

Объектом обложения пошлиной является также совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Взимание пошлины производится за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и другими государственными органами.

Государственная регистрация юридических лиц, в том числе государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, также подлежит обложению государственной пошлиной.

Взимается пошлина также за государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и т.д.

Законодательством установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов и организаций, совершающих юридически значимые действия, а также от характера этих сделок или выдаваемых документов. При этом установлены как специфические, так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. При этом преобладающую роль играют специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных составляющих смешанных ставок имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки. Приведем некоторые примеры ставок государственной пошлины.

По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и мировыми судьями размеры пошлины зависят от характера искового или иного заявления, от вида подаваемой жалобы. В частности, с исковых заявлений имущественного характера, подлежащего оценке, установлена смешанная ставка пошлины, и ее адвалорная составляющая уменьшается в зависимости от цены иска.

 

Цена иска Размер ставки
до 10 тыс. руб. 4% цены иска, но не менее 200 руб.  
свыше 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб. 400 руб. + 3% от суммы свыше 10 тыс. руб.  
свыше 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. 1600 руб. + 2% от суммы свыше 50 тыс. руб.  
свыше 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. 2600 руб. + 1% от суммы свыше 100 тыс. руб.  
свыше 500 тыс. руб. 6600 руб. + 0,5% от суммы свыше 500 тыс. руб., но не более 20 тыс. руб.  

 

Размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценки, а также искового заявления неимущественного характера зависит от категории заявителя. Для физических лиц она установлена в размере 100 рублей, а для организаций - 2000 рублей.

С исковых заявлений о расторжении брака установлена специфическая ставка пошлины в размере 200 рублей.

При подаче в указанные суды надзорной жалобы государственная пошлина взимается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера.

За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, муниципальных органов, а также за составление ими проектов документов, выдачу копий и дубликатов документов государственная пошлина взимается в следующих размерах.

Ставки государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство по закону и по завещанию являются адвалорной и составляют:

 

Наследникам первой очереди (детям, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам) - 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тыс. руб.  
Другим наследникам - 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 млн. руб.

 

Органами ЗАГСа государственная пошлина взимается исключительно по специфическим ставкам. За государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, она установлена в размере 200 руб., за регистрацию расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей – также в размере 200 рублей.

За выдачу физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния или других уполномоченных органов ставка пошлины установлена в размере 50 рублей.

За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с выездом из Российской Федерации и въездом в Российскую Федерацию, государственная пошлина взимается исключительно по специфическим (твердым) ставкам. В частности, за выдачу заграничного (общегражданского) паспорта пошлина взимается в размере 400 рублей.

За выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства, или лицам без гражданства, пошлина взимается в размере 200 рублей за каждого приглашенного.

Законодательством установлены многочисленные льготы(около ста наименований), которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий и видов выдаваемых документов, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий.

В частности, отдельные категории граждан Российской Федерации освобождены от уплаты почти всех видов государственной пошлины. К ним относятся Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

В органах, совершающих нотариальные действия, от уплаты пошлины освобождаются, например, финансовые и налоговые органы за выдачу им свидетельства о праве Российской Федерации, субъектов федерации или муниципальных образований на наследство. Инвалиды I и II групп уплачивают пошлину в размере 50 процентов по всем видам нотариальных действий.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия. Она может уплачиваться в наличной форме в рублях, а также в безналичной форме путем перечисления сумм пошлины со счета плательщика через банки. Прием банками государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы. Факт уплаты пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается квитанцией, выдаваемой плательщику банком или же должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата.

Порядок уплаты пошлины в бюджет зависит от характера совершаемых юридически значимых действий.

По делам, рассматриваемым судами, пошлина должна быть уплачена до подачи юридическим или физическим лицом соответствующего заявления, жалобы, запроса и т.д.

Ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями (в случаях принятия судами решений не в их пользу и когда истец освобожден от уплаты пошлины) обязаны заплатить государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

При обращении за совершением нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и другими уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти государственная пошлина уплачивается до совершения нотариальных действий, а при обращении за выдачу документов или их копий и дубликатов – до их выдачи.

При обращении за совершением других юридически значимых действий, в том числе за государственную регистрацию актов гражданского состояния, за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния она должна быть уплачена до подачи соответствующих заявлений или других документов.

Налоговым кодексом установлен соответствующий порядок и основания для возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная государственная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или в полном размере в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено законом.

Законодательством предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина может быть не возвращена плательщику.

В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

В случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган или к должностному лицу, совершающим указанное юридически значимое действие, уплаченная пошлина также не возвращается.

Не подлежит также возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений или обременения прав на недвижимое имущество, а также сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения или обременения права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора плательщику возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика. Указанное заявление подается плательщиком в орган или должностному лицу, уполномоченным совершать юридически значимые действия, за которые взыскана или уплачена государственная пошлина. В случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном объеме, то к заявлению должны быть приложены подлинные платежные документы. Если же пошлина возвращается частично, то можно приложить копии указанных платежных документов.

Решение о возврате излишне уплаченной или взысканной суммы государственной пошлины принимают орган или должностное лицо, осуществляющие действия, за которые уплачена или взыскана пошлина. Возврат излишне уплаченной или взысканной государственной пошлины осуществляется органами Федерального казначейства.

Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы государственной пошлины должен быть произведен в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной или взысканной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган или должностному лицу, к которому он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной или взысканной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Налоговым кодексом плательщику пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины.

Отсрочка или рассрочка предоставляется по ходатайству плательщика на срок, не превышающий одного года, с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком суммы задолженности. При этом на сумму отсроченной или рассроченной государственной пошлины проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены.

Проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины осуществляют налоговые органы. Такие проверки проводятся в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих действия, за совершение которых взимается государственная пошлина. При этом, в соответствии с Налоговым кодексом все указанные органы обязаны представлять в налоговые органы информацию о совершении юридически значимых действий.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Кто является плательщиком государственной пошлины?

2. Какие операции подлежат обложению государственной пошлиной?

3. Какие виды ставок установлены при уплате государственной пошлины?

4. Какие существуют льготы по уплате государственной пошлины? Кто их устанавливает?

5. Каков порядок внесения государственной пошлины в доход бюджета?

6. Каков порядок контроля за правильностью исчисления и уплаты государственной пошлины в бюджет?

 


[1] Государственный фонд занятости населения был упразднен с 1 января 2001 г.

[2] Платность недропользования была введена в связи с принятием Закона РФ “О недрах” (1991 г.), которым были установлены основные виды налогов за пользование недрами (кроме акцизов на минеральное сырье).