Требования к выходной, учетной и аналитической информации
Классификация и состав выходной информации учета, контроля и анализа.
Особенности формирования системы отображения выходной информации в диалоговом режиме
Способы формирования выходной информации
Требования к выходной, учетной и аналитической информации
Классификация и состав выходной информации учета, контроля и анализа.
Тема 5. Операция отображения выходной информации.
При ведении учета, контроля и анализа с помощью АРМБ функция обработки данных отделяется от пользователя и осуществляется в форме, не доступной для человеческого восприятия.
Поэтому возникает необходимость отображения выходной информации, содержащейся на машиносчетном носителе, в виде, пригодном для восприятия и использования учетным персоналом. Отображение выходной информации в условиях применения АРМБ осуществляется в реальном масштабе времени, т.е. наблюдается сближение процессов формирования, отображения и использования выходной информации.
Выходной информацией учета являются учетно-расчетные показатели, необходимые для контроля и анализа для производственно-хозяйственной деятельности предприятия, подготовки управленческих решений, используемой в целях подтверждения достоверности учетной информации и контроля функционирования АРМБ. К выходной информации также относится информация, предназначенная для использования в последующих учетных циклах и для решения задач на смежных АРМ.
По назначения выходные формы документов делятся на:
-основные документы;
-вспомогательные документы.
Основные документы служат основным функциональным целям бухгалтерского учета, контроля и анализа и должны отвечать методологическим требованиям и правила ведения регистров бухгалтерского учета.
Вспомогательные документы содержат разнообразные разовые и периодические сведения, используемые только для справочных, контрольных и управленческих целей и не требуется непосредственно для осуществления конкретных управленческих решений.
По содержанию документы делятся на:
-оборотные ведомости;
-ведомости движения средств и их источников;
-инвентаризационные ведомости;
-группировочно-аналитические ведомости;
-ведомости;
-ведомости по документированным операциям;
-ведомости для управления предприятием.
Содержание выходных документов должно обеспечивать возможность проверки правильности результирующей информации и ее соответствие информации первоначальных документов.
Как правило, выходная информация выдается по запросу, и поэтому наиболее приемлемый формат ее отображения является фрагментарные документы и видеограммы.
Перевод полных выходных документов в «безбумажный» вид и удовлетворение текущих нужд бухгалтерского учета фрагментарными документами и видеограммами дает основание считать комплекс полных документов человекочитаемой копией учетных регистров, имеющих с подлинником одинаковую юридическую силу.
Состав показателей видеограмм должен соответствовать информации полных выходных документов (учетных регистров) ,переведенных в «безбумажный»вид. Информация видеограмм может быть выведена в виде фрагментарного документа, и наоборот.
Выходная информация бухгалтерского учета, контроля и анализа, формируемая в виде выходных документов на машиносчетном носителе, должна оформляться в порядке, обеспечивающем юридическую силу указанных документов, и в соответствии с требованиями архивного хранения, ревизий и аудита, наравне с традиционными документами б/у, контроля и анализа на бумажных бланках.
Исходя из специфики бухгалтерского учета выдвигаются следующие требования к выходной информации:
1) достоверность, т.е. формирование выходной информации в соответствии с методологией финансовой отчетности;
2) своевременность;
3) системность (взаимосвязь аналитического и синтетического учета);
4) обоснованность (соответствие первичным документам);
5) полнота;
6) юридическая полноценность формируемой информации.
Выходной документ должен содержать информацию, позволяющую идентифицировать:
-предприятие, на котором создан документ;
-документ (название, № и т.д.);
-отчетный период;
-отражение в документе учетной и отчетной информации;
- объем информации документа (количество строк и страниц);
-дату создания документа;
-лицо, составившее документ и ответственные за правильность его составления.
Выходной документ на машиносчетном носителе, если он поддерживает «безбумажный» вид определения регистров, является подлинником, а информация, отображаемая по мере необходимости в человекочитаемой форме – его копией.
Выходные документы (подлинники, дубликаты и копии) на машиночитаемом носителе подлежат авторизации (указывается код должностного лица).
На этапе отображения данных для обеспечения юридической полноценности выходной информации должно быть реализовано:
1) преобразование имеющих юридическую силу машиносчетных документов в человекочитаемую форму и их передача пользователю в соответствии с установленным технологическим порядком;
2) соблюдение установленных правил внесения изменений в созданный документ;
3) тиражирование выходной информации с соблюдением установленных требований создание дубликатов и копий средствами ВТ;
4) обеспечение возможности идентификации структурных подразделений и лиц, отвечающих за достоверность данных по каналам связи;
5) наличие на выходных документах обязательных реквизитов;
6) обеспечение сохранности выходной информации в течении установленного срока с соблюдением требований архивного хранения.
Вышеуказанные требования к выходной информации бухгалтерского учета, в основном, поддаются количественной оценке и конкретизации в зависимости от вида информации.