VI. История народов Южной и Юго-Восточной Азии в Средние века.


В центре Евразии лежат высокие горы и пустынные плоскогорья, южные склоны которых покрыты густыми тропическими лесами. Поэтому народы Южной Азии издавна стремились общаться между собой по морю подобно тому, как в Элладе теплое море не разоб­щало, а соединяло греков.

Еще в 3 тыс. до н. э. был проложен морской путь от устья Евфрата к западному берегу Индии. Незадолго до новой эры ин­дийские мореходы научились использовать муссоны — устойчивые приморские ветры, которые полгода дуют с северо-востока, а пол­года — с юго-запада. С помощью муссонов парусный корабль может за полгода доплыть от Малайского полуострова до Мадагаскара или обратно. В начале новой эры южный Муссонный путь (его называли Путем пряностей) стал так же важен для народов Евразии, как на севере Шелковый путь через Великую степь.

Распад великих держав Античности — царства Кушан в Индии империи Хань в Китае — привел к длительной разрухе и переселению народов. При этом многие индийские и китайские купцы ремесленники, воины, монахи переселились в Юго-Восточную Ази и начали просвещать местных варваров. Вскоре на землях будущей Камбоджи возникло царство Фунань, которое считалось вассал Китая. Его правители покровительствовали индийским религиям индуизму и буддизму.

В VII веке, когда в Индии распалось царство Гуптов, а в Китае укрепилась империя Тан, посередине Муссонного пути, т. е. на берегах Индонезии, образовалась морская империя Шривиджайя. Ее центр — Палембанг — находился на восточном берегу острова Суматра, вблизи Малаккского и Зондского проливов, по которым купцы плыли из Индии в Китай. Контроль над морской торговлей обеспечил процветание империи Шривиджайя до XIII века, когда ее владения поделили новые народы, унаследовавшие ее культуру: индийскую грамоту и философию, городской образ жизни, систему царской власти, чиновной бюрократии и т. д.

Влияние индийской культуры в Шривиджайе оказалось сильнее и глубже, чем влияние китайской цивилизации. Этому способст­вовали простой индийский алфавит и две соперничающие государ­ственные религии: индуизм и буддизм. С тех пор почти всю Юго-Восточную Азию, кроме северных частей Бирмы, Лаоса и Вьетнама, историки и географы называют Внешней Индией. Местные географические названия обычно происходят из индийских языков. Например, слово Шри­виджайя означает «солнечная победа», Суматра — «море», Явадвипа — «ячменный остров», Сингапур — «львиный город», и т. д.

Уже в VIII веке рядом со Шривиджайей на Яве возникли другие царства: Матарам, где правили индуисты, и Шайлендра, где пра­вители исповедовали буддизм. Около 800 года правители Шайлендры завершили постройку Боробудура — огромного каменного храма, воздвигнутого на природном холме. Его рельефы, изображающие жизнь Будды, вьются по склону холма спиралью длиною более пяти километров.

В начале IX века на месте бывшего царства Фунань — в нижнем течении реки Меконг и вокруг озера Тхонлесап — народ кхмеров создал свое государство Камбоджу. Природные условия в этом районе напоминают Египет: раз в год из-за муссонных дождей Меконг разливается так, что почти вся страна превращается в озеро. Затем вода спадает, и земледельцы начинают сажать рис, а если использовать каналы и дамбы, можно собирать даже по три урожая в год. В этих природных условиях здесь сложилось государство, похожее на Египет времен фараонов.

Страной управлял божественный царь — дэвараджа. Окружен­ный жрецами и придворными, он почти не общался с народом. Царь поклонялся индийским богам во главе с Шивой и Вишну, строил в их честь многочисленные храмы. Самый известный храм — Ангкор-Ват — был воздвигнут при «солнечном царе» Сурьявармане II (1113—1150). Правитель Камбоджи носил также индийский титул чакравартин (владыка Вселенной) и стремился к господству над соседями: Тямпой (Южный Вьетнам), Паганом (на реке Иравади — в будущей Бирме), княжествами монов и таи (на реке Менам — в будущем Таиланде).

Непрерывные захватнические войны и строительство храмов истощали хозяйство Камбоджи так же, как войны и постройки пирамид привели к упадку Древний Египет. Поэтому за каждым «выдающимся» царем в Камбодже следовал ряд «умеренных» пра­вителей, при которых страна медленно возрождалась. Такое чере­дование «взлетов» и «передышек» оборвалось в XIII веке, после царя-буддиста Джайявармана VII, при котором был построен новый священный город Ангкор-Тхом с храмом Байон, украшенным огромными каменными статуями царя (вроде колоссальных статуй Рамзеса II в Абу-Симбеле).

После смерти Джайявармана VII в Камбодже вспыхнули восстания, жрецы-индуисты вытеснили буддистов, соседние народы отвоевали у кхмеров свои бывшие владения. Камбоджа превратилась в незначительное государство. Борьба за первенство в Индокитая развернулась между правителями Бирмы, Таиланда и Вьетнама. Китайские императоры часто вмешивались в эти усобицы, но добиться устойчивого контроля над Индокитаем они так и не смогли.

Напротив, вмешательство исламских правителей Средней Азии в борьбу между народами Индии оказалось успешным. Одной из причин этого явления в Индии стало вытеснение буддизма индуизмом в эпоху царей Гуптов. Лишенные собственной "мировой" религии с единым Богом Творцом, многие индийцы стали принимать ислам после того, как захватчики-мусульмане победили правителей-индуистов.

Этот процесс начался около 1000 года после походов афганского султана Махмуда Газневи, и завершился в начале XIII века, когда султан Мухаммед Гури покорил всю Северную Индию. Некоторые индуистские царства Южной Индии сохранили свою независимость до XV века. В начале XVI века с севера в Индию вторглась новая волна мусульман во главе с потомком Тимура — Бабуром, который в1526 году победил индийских мусульман, захватил Дели и основал империю Великих Моголов.

В это же время индийский пророк Нанак основал секту сикхов, которые признавали единобожие, а также равенство между кастами и отрицали идолопоклонничество. Внук Бабура — Акбар, объедив всю Индию в 1580-х годах, объявил свободу религий и даже пытал создать новый религиозный культ, приемлемый для всех народ Индии. Но эта попытка не имела успеха: до наших дней Индия сохранила огромную пестроту языков, религий, рас и обычаев.

После того как ислам укрепился в Индии, купцы-мусульмане начали его проповедь вдоль Муссонного пути. Постепенно во всех прибрежных городах возникли мусульманские колонии, и в XIV веке ислам стал преобладающей религией в новой индонезийской империи — Маджапахите. Когда в начале XV века китайский им­ператор Чэн-цзу решил установить свой контроль над всем Муссонным путем, ему пришлось назначить адмиралом китайца-му­сульманина Чжэн Хэ. Но «заморская империя» китайцев оказалась убыточной для казны, и их дальнее мореплавание прекратилось.

В XII—XIII веках моряки Индонезии проникли в Тихий океан, постепенно заселив острова Гавайи, Таити и многочисленные атоллы Полинезии, вплоть до Новой Зеландии и острова Пасхи (Рапануи). Только на островах Меланезии и Микронезии мореходы-полине­зийцы встретили более ранних поселенцев — темнокожих курчавых папуасов, родственных жителям Австралии и Новой Гвинеи. К моменту появления европейцев в Тихом океане почти не осталось незаселенных островов. Местные мореходы плавали на плотах и лодках с балансиром на тысячи километров без компаса, ориенти­руясь по звездам, мастерски используя ветры и течения.


VII. Средняя Азия в Позднем Средневековье.

В XIV—XV веках политическая карта мира изменялась очень быстро. Десятки народов впервые образовали или перестроили свои государства. Так было в Эфиопии и Бирме, Испании и Чехии, Иране и Китае, Мексике и Перу. Каждый новый народ принимал одну из мировых религий, строил свою национальную церковь, вел войны за укрепление своей державы.

В 1325 году на востоке Малой Азии образовалось новое турецкое государство. Его основатель — вождь Осман Гази (1299—1326) объявил «священную войну» мусульман против иноверцев (газават) и стал принимать в свое войско всех добровольцев. Византия к этому времени ослабела от усобиц, а наследники Чингисхана перессорились между собой, поэтому турки-османы сумели захватить всю Малую Азию. В 1360 году их войска массово переправились в Европу через Босфор и встретили сильное сопротивление славянскихнародов — сербов и болгар, которые считали себя законными наследниками Византии.

Чтобы подчинить славян, нужен был новый источник пополнения армии. Османский правитель султан Мурад I (1359—1389) создал новый род войск. Мы называем их янычарами (по-турецки ени чери — новое войско). В него принимали выпускников специальных военных учебных заведений, в которые набирали мальчиков 7—10 лет из покоренных османами народов (как правило, славянских, курдских, армянских и др.). За годы обучения дети забывали свою родину и язык и становились на всю жизнь образцовыми воинами — «детьми Аллаха и султана». Только янычары постоянно получали от султана продовольствие (остальные турецкие воины жили грабежом местного населения), поэтому вместо знамен перед строем янычары несли котлы. Янычары могли иметь семью, их детей принимали на военную службу, но не в корпус янычар, чтобы отцы не покровительствовали сыновьям. До второй половины XVII века ни одна европейская армия, наверное, кроме таборитов, не могла сравниться с янычарами в военной дисциплине, выучке и качестве вооружения. В XV веке турки переняли у европейцев искусство отливать пушки; с их помощью в 1453 году войска турок-османов взяли штурмом Константинополь и уничтожили Ви­зантию.

В 1389 году армия Мурада I разбила на Косовом поле войска сербов и боснийцев (Мурад в битве погиб). Его сын Баязет I Ильдерим (т. е. Молния) разгромил в 1396 году армию европейских рыцарей-крестоносцев под Никополем (Болгария). Он готовился покончить с Византией, но в 1402 году был разбит в столкновении возле Анкары с правителем Средней Азии Тимуром и умер в плену.

Тимур (1370—1405), по прозвищу Ленг или Аксак (т. е. Хромой), родился в 1336 году в семье воинов-монголов, поселившихся возле Самарканда еще в XIII веке и принявших ислам. В юности он был разбойником, потом стал атаманом и начал брать с купцов дань за охрану их караванов, затем поступил с дружиной на службу к правителю Самарканда и, наконец, сам захватил власть в городе. В это время Средняя Азия была раздроблена на мелкие княжества, которые воевали между собой и часто подвергались набегам кочев­ников с севера — из Белой и Золотой орды («осколков» державы Чингисхана). Жители городов Самарканда, Бухары, Ургенча, Мерва нуждались в беспрепятственной торговле по Великому шелковому пути между Китаем и Средиземноморьем. Тимур был выдающимся полководцем и способным правителем, он завоевал районы, наиболее важные для азиатской торговли. Его войска продвигались вдоль Великого шелкового пути на запад и на восток. Победив эмира Мамая и объединив всю Орду в 1381 году, хан Тохтамыш объявил себя независимым от Тимура. Тимуру пришлось вести с Ордой тяжелую войну (до 1395 года). Тимур завоевал Среднюю Азию, Иран, Двуречье и Сирию, совершил грабительский поход в Индию. Затем он вторгся в Малую Азию и разгромил державу Османов. В 1405 году Тимур начал поход на Китай, но заболел и умер. Его сыновья и внуки разделили отцовскую империю на части, и больше она не возродилась.

К середине XV века турки-османы оправились от ударов Тимура. В 1444 году они разбили рыцарей-крестоносцев под Варной (Болгария), а в 1453 году султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) (1451—1481) взял Константинополь и сделал его своей столицей, переименовав в Стамбул. Так исчезло государство Византия, и начался новый натиск турок-османов на Европу, который продолжался полтора века (до конца XVI в.), при этом, они захватили Балканы, Венгрию и Албанию, делали набеги на Италию, их флот в XVI веке осаждал Мальту, а в 1683 г. турецкая армия осадила Вену. Одновременно были завоеваны Египет и северное побережье Африки (до Марокко). Первоначально, в XIV – XVI вв. турки не заставляли покоренных христиан принимать ислам; они только облагали иноверцев большими налогами, чем мусульман. Родной язык и происхождение воина-османа не имели значения: он обязан быть храбрым, во всем подчиняться султану, верить в Аллаха, соблюдать мусульманские законы и понимать турецкий язык. Ос­манский чиновник должен был уважать ислам, но мог не отказы­ваться при этом от веры предков; поэтому многие православные, особенно греки, служили султану. Из девяти визирей (первых министров) султана Сулеймана I Кануни (1520—1566) только один был турок, один — грек, а остальные — славяне, прошедшие службу в яныча­рах. Массовое и насильственное обращение христиан в ислам началось в XVII в., когда империя осман ослабла и пыталась удержать свои внутренние позиции, в том числе и путем навязывания христианскому населению господствующей религии – ислама (Южная Болгария, Босния и Герцеговина, Южная Сербия, Восточная Македония, Албания). Однако захватить всю Европу османы не сумели, в конце XVII века их натиск ослабел, и турки приступили к обороне своих завоеваний от Австрии, России, Польши и Венеции. Это произошло по двум причинам: темп технического прогресса в городах Европы оказался выше, чем в городах Турецкой империи, а самим ос­манам пришлось одновременно воевать на двух фронтах — в Европе и Иране.

В 1500 году шах Исмаил Сефеви — вождь турецкого племени кизилбашей — основал в Иране новое персидское царство. Персы издавна исповедовали шиитскую веру — особую ветвь ислама, от­личную от суннитской веры османов. Шах Исмаил был шиит, что обеспечило ему верность персов и сделало врагом турок-османов. Так в мусульманской Азии начались религиозно-национальные вой­ны, которые продолжались более двух веков и закончились только в XVIII веке, когда обе империи — султанов Османов и шахов Сефевидов — ослабели, а европейские державы стали сильнее всех азиатских государств.


VIII. Япония в Средние века и Раннее Новое время.

Несколько иначе, чем другие восточные страны, развивалась Япония. Сюда редко вторгались с материка завоеватели, но довольно легко проникали купцы и монахи-проповедники. Регулярные муссонные дожди делали здесь ненужным искусственное орошение, поэтому крестьянские общины вели хозяйство порознь, не нуждаясь в сотрудничестве с соседями. В результате в Японии централизованное государство возникло довольно поздно — в VIII веке. Верховный правитель (тэнно) исполнял в основном религи­озные функции, а вожди племен (ками) постепенно превращались в феодальных правителей. Все это делало японское общество по­хожим на западноевропейское: буддизм играл здесь такую же роль, как христианство в Европе, а влияние заморского Китая было подобно влиянию Византии на Европу.

В Х веке японское государство более всего напоминало Францию. Императорский двор в Киото управлялся наследственными мини­страми из рода Фудзивара; влияние монахов при дворе дополнялось утонченной светской литературой и живописью. В XI веке этот уклад стал изменяться. Перенаселение в центре японского государ­ства (на юге острова Хонсю) вызвало агрессию пограничных фео­далов на север (о. Хоккайдо) и завоевание ими большой равнины Канто, прежде населенной варварами — айнами..

Князья-завоеватели (даймё) стали сильнее столичных министров; распри между ними вылились в цепь гражданских войн вроде войны Алой и Белой розы в Англии. Главной боевой силой стало сословие малоземельных воинов-помещиков (самураев). Подобно европей­ским рыцарям, они исповедовали строгий кодекс воинской чести и безусловной преданности сеньору (бусидо). Но в отличие от За­падной Европы, в Японии не возникли ордены рыцарей-монахов, религиозный фанатизм здесь был слабо распространен, поскольку не было сильных врагов-иноверцев.

К концу XII века главой японского правительства стал наслед­ственный воевода (сёгун) из княжеского рода Минамото. Феодаль­ная иерархия дополнилась чиновной бюрократией. Началось бурное развитие портовых городов на западном побережье страны. Отразив в 1270-х годах попытку монгольского вторжения из Китая, чему способствовал тайфун, который японцы назвали ками-кадзе (вол­шебный ветер), японское феодальное государство вступило в долгую эпоху равновесия общественных сил. Она закончилась в XVI веке образованием абсолютной монархии, похожей на европейские королевства того времени.

В XIV—XVI веках Япония была единым государством, но единого правительства в ней не было. Император (тэнно) жил в столице Киото, но реальной власти не имел. Первым министром считался верховный воевода (сёгун) из рода Асикага, но ни один великий князь (дайме) его не слушался. Японские рыцари — самураи под­чинялись только своим князьям. Буддийские монастыри имели боль­шую военную силу, вокруг них собирались крестьяне в поисках защиты от грабителей-феодалов, так что образовались многотысяч­ные армии религиозных сектантов. Города-порты западного побе­режья выросли и разбогатели на морской торговле. Они тоже не хотели подчиняться никому, а от крупных феодалов откупались данью. Ясно было, что объединить страну сможет лишь тот, кто сумеет договориться и с самураями, и с горожанами, и с монахами.

В середине XVI века начались успешные войны Ода Нобунага (1573—1582) (у японцев, как у китайцев и корейцев, на первом месте пишется фамилия, на втором—имя). Это был знатный, но небогатый самурай. Соседний князь напал на его крепость. У князя было около 25 тысяч бойцов, а в армии Ода — только 3000. Но в начале штурма крепости поднялся ураган, и атака прервалась. Под при­крытием урагана воины Ода подошли вплотную к лагерю врага и начали атаку раньше, чем там смогли опомниться. Князь погиб, часть его войска бежала, а остальные перешли на сторону Ода. Среди них был молодой самурай Токугава Иэясу. Другой молодой воин — Тоётоми Хидэёси (оруженосец Ода) отличился в этом бою и стал офицером.

После этой победы Ода Нобунага прославился. Могучий князь Такэда Сингэн стал его союзником; их войска под командой Тоётоми Хидэёси завоевали две соседние провинции, поэтому путь к столице Киото был открыт для армии Ода. В 1567 году его войска вошли в столицу. Нобунага приказал бойцам не грабить жителей. Это было такой редкостью в ту пору, что благодарные жители Киото признали его законным фактическим правителем. Ода сместил старого сёгуна, и назначил нового правителя Киото. Когда и этот не подчинился, он и его сместил. Сам Ода не имел законных прав стать сёгуном, поскольку не был в родстве с семьей Асикага, а открыто нарушать старые законы он не хотел.

Победив в 1570 году северных князей, Ода Нобунага впервые столкнулся с армией монахов и крестьян секты икко. Это было первое поражение Ода. Дело в том, что у монахов оказалось около 3000 мушкетов (ремесленники на западе Японии научились изго­товлять их у португальцев). Через год Нобунага основал первый в Японии государственный завод по производству мушкетов, и в 1575 году его армия расстреляла в битве конницу молодого князя Такэда Кацуёри, который в бою погиб (старый князь Такэда Сингэн к этому времени умер). У Ода остались только две группы мощных врагов: монахи секты икко и два великих князя — Мори Тэрумото и Уэсуги Кэнсин. Токугава Иэясу сдерживал князя Уэсуги на востоке, а Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси воевали на западе, подчиняя один монастырь за другим. Пленных щадили, но брали с них клятву больше не воевать против армии Ода.

В 1578 году умер великий князь Уэсуги Кэнсин, а в 1580 году Ода подчинил себе последний монастырь секты икко. Чтобы ослабить влияние буддийских монахов в стране, Ода разрешил португальским католическим монахам вести в стране проповедь христианства. Он дал большие льготы приморским городам и привлекал в свою армию всех «безработных» и безземельных (ронинов) самураев. К 1582 году у Ода остался только один опасный противник — великий князь Мори Тэрумото. По по­ручению Ода Тоётоми Хидэёси начал войну с Мори. В это же время Токугава Иэясу получил отпуск в награду за победы и отправился отдыхать в Сакаи — портовый город на западе Японии. Скоро выяснилось, что сил одного Тоётоми в войне против Мори не хватает. Ода не хотел сам покидать столицу и поручил другому своему воеводе — Акети отвести подкрепление на запад. Однако Акети решил сам захватить верховную власть. Собрав войско, он внезапно напал на Ода и убил его.

Неожиданная смерть Ода Нобунага все перепутала. Самым вли­ятельным человеком в Японии считался Токугава Иэясу, но он тогда отдыхал в Сакаи, вдали от своих войск и владений. Полководец Тоётоми Хидэёси командовал самой большой армией, но он был занят войной против князя Мори. Акети был ближе всех к столице, но его считали изменником.

Тоётоми Хидэёси (1582—1598) действовал быстрее и хитрее других. Получив весть о гибели Ода, он сразу заключил перемирие с Мори, двинул войска к столице, чтобы застать Акети врасплох, и убил его. Затем занял столицу и объявил, что будет править Японией от имени внука Ода Нобунага. Токугава понял, что опоздал к дележу власти, и признал первенство Тоётоми с условием, что тот не будет мешать ему править на востоке. Два соперника по­мирились, обменялись заложниками-родственниками и жили мирно до смерти Хидэёси.

Тоётоми провел в Японии важные реформы. Он создал единую армию, ввел одинаковую одежду для солдат и поставил их на государственное обеспечение. Была проведена перепись всех земель Японии с учетомих урожайности. Владения каждого феодала оце­нивались числом коку (мешков риса), сдаваемых крестьянами еже­годно в качестве налога, составлявшего обычно 40 процентов урожая. Сопротивление князей проведению этой переписи было подавлено.

Чтобы избежать новых гражданских войн, Тоётоми решил обе­зоружить большую часть населения, особенно монахов и безземель­ных самураев, которые жили в деревнях. Всех этих воинов Хидэёси старался сделать либо солдатами, либо крестьянами. В столице он восстановил прежние прообразы министерств (общественных работ, финансов, торговли, полиции и др.), их возглавили старые соратники Ода Нобунага. По всей стране чиновники контролировали действия князей и местных советов, состоявших из 5 самураев и 10 крестьян в каждой волости. В 1585 году началась чеканка серебряной и медной монеты.

В области религии действия Тоётоми были более умеренные: любая секта имела право на проповедь, если она поддерживала правительство и выступала против мятежников. Христианских мис­сионеров, которые не были согласны с этой политикой, Хидэёси изгнал, но простых христиан преследовать не стал. Японцы не были фанатичны: случалось, что воины-единоверцы из враждебных армий вместе отмечали Рождество или иной праздник, а потом расходились по своим лагерям и в следующем бою убивали друг друга.

Очень важной проблемой для Хидэёси была армия. Внутри страны ей стало нечего делать, а распустить ее нельзя — безработ­ные солдаты могли взбунтоваться. Надо было найти для армии «большое дело» вне Японии (еще в 1587 году Тоётоми строил планы завоевания Кореи и Китая). В1592 году началась Корейская война.

Сначала вторжение японцев в Корею шло успешно: были за­хвачены Сеул и Пхеньян. Но потом вмешалась китайская армия, а корейские партизаны-рыбаки, подобные нидерландским гёзам, причиняли японцам большой ущерб. Корейский адмирал Ли Сун Син построил первые корабли-броненосцы с артиллерией — у япон­цев ничего подобного не было. Император Китая был готов признать Тоётоми Хидэёси правителем Кореи, если он станет вассалом Китая. Однако Тоётоми отказался и объявил войну Китаю. Она шла с 1596 по 1598 год и оборвалась только после его смерти. Тогда новое японское правительство вернуло армию домой из Кореи, поскольку в стране началась новая усобица.

Токугава Иэясу (1598—1616) не участвовал в Корейской войне. Он был самым богатым землевладельцем в Японии, опытным поли­тиком и умел ждать своего часа. Умирая, Тоётоми Хидэёси назначил своим наследником малолетнего сына Хидэёри, но реальным хозяином страны стал Токугава. Большинство новых соратников Тоётоми (героев Корейской войны) завидовали богатству Токугава и не хотели, чтобы он стал новым правителем Японии. Заговор против Токугава возглавили министр торговли и полиции Исида Мицунори и пол­ководец-христианин Кониси Юкинага. С ними в союзе был молодой князь Уэсуги, сын старого Кэнсина, а князь Мори Тэрумото дер­жался в стороне.

Сначала Исида организовал покушение на жизнь Токугава Иэясу, но неудачно, и сам попал в тюрьму. Разочарованный в мятеже князь Уэсуги уехал в свои владения на востоке. Исида бежал из тюрьмы и стал собирать на западе страны армию против Токугава. К нему присоединились самые известные сторонники Тоётоми Хидэёси и их вассалы. Но многие молодые и менее славные воеводы перешли на сторону Токугава — от него они ждали новых почестей и богатств. Осенью1600 года войска приготовились к битве возле Сэкигахара (на западе острова Хонсю), где когда-то Ода Нобунага одержал свои первые победы. Местность здесь очень неровная: горы, ущелья. Армия Токугава была заметно меньше, но было ясно, что исход определит не число, а согласованность действий. Среди противников Токугава единства не было; только Исида и Кониси доверяли друг другу и готовы были биться до последнего. Выждав момент, Токугава послал гонца к одному из своих противников с вопросом: «Ты за кого? Если за меня — атакуй Исида!» Тот послушался, и началась битва, в которой с каждой стороны участвовало не больше половины армии. Токугава победил, а Исидаи Кониси погибли. Уцелевшие противники Токугава Иэясу по совету старого князя Мори решили прекратить сопротивление. Токугава никого не каз­нил, но отобрал у побежденных много земель. Потом он стал медленно оттеснять от власти Тоётоми Хидэёри, а правительствен­ные учреждения переносить из Осаки (где раньше жил Тоётоми Хидэёси) в крепость Иеддо (будущий город Токио). Он постепенно заменял чиновников, хранивших верность Хидэёси, своими людьми. К 1614 году все было закончено: Уэсуги и другие старые враги Токугава сдались. Иэясу помиловал всех, но обложил штрафами, а также запретил японской знати исповедовать христианство — новой державе не нужна была чужая вера.

В 1615 году сын Токугава осадил крепость, где жил Тоётоми Хидэёри. После упорной осады крепость сдалась, Хидэёри покончил с собой. Вскоре старший Токугава отрекся от власти, передав ее сыну. Это прошло спокойно — государственный аппарат новой Япо­нии набрал силу, его враги выдохлись. Токугава был родственником прежних сёгунов (Минамото и Асикага), так что сам имел право на этот титул. Он принял его в 1603 году, и его династия правила Японией до 1868 года.