НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ.


Важнейшим элементом социальной структуры общества являются социально-этнические общности людей. Они включали в себя (с учётом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Эти объединения людей можно также называть историческими общностями, поскольку они возникали в рамках того или иного отрезка истории человеческого общества. Этносы есть, скорее всего, социально-культурное, а не чисто экономическое явление. Они имеют природные, языковые, хозяйственные, психологические и иные признаки и отличия. Под этносом понимается исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, обладающую общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, осознающих своё единство и отличие от подобных образований (т.е. обладающих самосознанием). Признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки, т.е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру.

Этносы, сохраняя этнические черты, в то же время, по мере развития общества, претерпевали изменения, особенно в социальной сфере, образуя определённые устойчивые социально-этнические общности. Древнейшей социальной общностью людей был род. Он появился на основе кровной близости людей и был ядром первобытной общины, обеспечивая различные формы совместной деятельности людей. Племена сформировались как союзы родов и существовали на общей территории. Главный отличительный признак родоплеменных объединений – кровнородственные связи его членов.

На смену родоплеменной организации пришла народность, которая образовалась в условиях формирования первых классов и государственности. Если для родоплеменных объединений характерны кровнородственные связи, то для народности – территориальные. Народности (эллинская в Древней Греции, древнерусская, немецкая в период феодализма и другие) были связаны в единый организм различными факторами и отличались большим разнообразием.

Из народностей со временем выросла нация. Нация представляет собой исторически складывающийся тип этноса, историческую общность людей, характеризующуюся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Нацию следует рассматривать как культурно-историческое образование, в основании которого лежит собственная субстанция в виде связи внутренних качеств и отношений, психологии и сознания. Следует подчеркнуть и то, что каждый народ отличается своим душевным складом, или попросту говоря, душой. Вполне приемлемой представляется точка зрения, что “нация … не сводится к формальной основе суверенитета, но представляет собой содержательную совокупность лиц, соединённых определёнными – историческими, языковыми, религиозными и культурными связями”.[5]

Становление нации – процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера и возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости и др. Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 наций, около 60 народностей, более 40 этнических групп.

В существовании и развитии наций имеют место две важные тенденции. Первая – это стремление к самостоятельности, к собственной независимости и государственности. Крайней степенью этой тенденции является национализм. Вторая тенденция – это ломка межнациональных перегородок (нередко они создаются искусственно), сближение и взаимодействие наций. Проявлением этой тенденции является интернационализм. В ХХ веке проявили себя обе эти тенденции.

Наряду с рассмотренными социально-этническими в науке используется и понятие народ как интегративное понятие, возникающее в ходе развития и сближения социально-классовых и социально-этнических групп.