Византия в Раннем Средневековье.
К концу V века расселение варварских племен на землях Римской империи завершилось. Но судьбы варваров, поселившихся на Западе и на Востоке, оказались различными. На Западе римское хозяйство пришло в полный упадок и бывшие римские подданные «одичали», подражая варварам-завоевателям. Напротив, на Востоке варвары, подражая свободным земледельцам и горожанам и постепенно перенимая христианскую веру и греческий язык, сливались в новый народ — ромеев (историки часто называют их византийцами).
Политическая и религиозная жизнь Византии в VI—VII веках была очень бурной. Устойчивых законов престолонаследия не было, после смерти очередного владыки его наследником становился, как правило, самый удачливый и хитрый из полководцев или министров. Похожий разброд происходил и в церкви. Православные ромеи горячо спорили с ромеями, исповедовавшими христианские ереси -- арианами, несторианами или монофизитами и обычно одерживали верх в имперской столице — Константинополе. Но побежденные раскольники и еретики тут же начинали проповедь на окраинах державы — в Сирии, Египте или Закавказье. Местные жители, угнетенные тяжкими налогами, поддерживали мятежных проповедников и восставали, что нередко приводило к переходу пограничных провинций Византии под власть враждебных соседей — персов или арабов. Попытки византийских императоров (их называли также по-гречески базилевсами) соединить под своей властью все большие владения Рима, были мало успешны. Самую серьезную попытку этого рода предпринял император Юстиниан I (527—565). Трудолюбивый, блестяще образованный и талантливый правитель, он вел постоянные войны: с персами — в Закавказье и Месопотамии, с вандалами — в Африке, с готами — в Италии. Каждая война заканчивалась победами византийских полководцев — Велизария, Нарзеса и других, но потом на отвоеванные земли приходили имперские чиновники и начинали взыскивать многолетние недоимки с уже разоренных войной местных жителей. Например, война с готами в Италии затянулась на 18 лет; в ходе ее население страны уменьшилось в пять раз. Рим так обезлюдел, что на его площадях уцелевшие жители разводили огороды, а весь север страны был захвачен новыми германоязычными варварами — франками и лангобардами. Тяжелое налоговое бремя вызывало сожаление о прошлых временах и готовность вернуться под власть вчерашних владык-варваров.
Войны Юстиниана не привели к прочным успехам. От эпохи Юстиниана остался огромный свод законов римского права, упорядоченный и дополненный под руководством самого императора. «Юстинианов кодекс» стал учебником для многих поколений юристов и образцом при составлении новых законов в большинстве стран Европы.
В начале VII века Византию постигли новые тяжкие испытания. Натиск персов с востока привел к потере Сирии и Египта. Войска шаха Хосрова II Парвиза (591—628) достигли берегов Босфора и осадили Константинополь с помощью европейских кочевников — авар, которые владели тогда землями будущей Венгрии и Болгарии. В этот момент впервые проявилось единство ромеев. Брошенные своим бездарным императором, они сплотились вокруг патриарха Сергия и выбрали нового императора — полководца Ираклия (610— 641). Ираклий провел небывало дерзкий маневр: во главе отборных войск переправился по Черному морю в тыл к персам и прорвался к их столице — Ктесифону. Одновременная осада двух враждующих столиц вскоре привела к мирным переговорам и к примирению истощенной Византии со столь же истощенным Ираном.
В Аравии в 630-х годах возникло новое агрессивное государство пустынных кочевников — Арабский халифат. В 632 году войска арабов впервые вторглись в византийские провинции: Сирия и Египет опять перешли под власть иноверцев. В 672 году армия и флот халифа Муавии (661—680) осадили Константинополь. Ромеи защищали столицу с прежним упорством и отвагой. Исход пятилетней осады решила военная новинка: используя «греческий огонь» (смесь нефти с серой и селитрой), ромеи сумели рассеять вражеский флот. На Ближнем Востоке установилось равновесие двух великих держав — православной Византии и исламского халифата. В последующие века они часто воевали между собой, но ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха.
Наряду с ромейско-арабским противостоянием на Востоке к концу VII века на западной границе Византии сложилось похожее противостояние ромеев и болгар. Этот тюркоязычный народ появился в Причерноморье еще в V веке — в составе войск Аттилы. После распада державы гуннов болгары создали свое государство в Крыму. В середине VII века, теснимые хазарами, они переселились на Балканский полуостров, подчинив местных славян. Вскоре оба народа, еще не принявшие крещения, стали жить мирно. Болгарские ханы стояли у власти, постепенно перенимая язык и обычаи более многочисленных славян. В 681 году болгаро-славянское войско хана Аспаруха впервые разбило византийскую армию. После этого войны болгар с ромеями тянулись более полутора веков — до крещения Болгарии, которое произошло в 864 году.
Столь большой разрыв во времени между первым столкновением болгар с Византией и успешным проникновением православных миссионеров в Болгарию объясняется новой религиозной распрей в Византии — иконоборчеством. В 726 году воинственный император Лев III Исавр (717—741), отразив очередное нашествие мусульман на Константинополь, внезапно запретил своим подданным поклоняться иконам как идолам. Вряд ли императора волновали тонкости церковного ритуала, скорее, он проверял готовность чиновников и церковников исполнить любое повеление их владыки. Однако большинство монахов отказалось подчиниться базилевсу. В итоге ромеи раскололись на две партии — «военную» и «церковную», соперничество которых затянулось на многие десятилетия — до 843 года, когда умер последний император-иконоборец Феофил. Новые базилевсы помирились с монахами. В столичном дворце Магнавра начал работать первый университет, а его выпускники (в том числе Кирилл и Мефодий) отправились к соседним варварам, в том числе и славянам, проповедовать христианство.
Важным последствием иконоборчества стал вековой разрыв связей между церквами Рима и Константинополя. С этой поры слова «католик» и «православный» стали обозначать христиан Запада и Востока, не признающих друг друга единоверцами.