Византия в Раннем Средневековье.


К концу V века расселение варварских племен на землях Рим­ской империи завершилось. Но судьбы варваров, поселившихся на Западе и на Востоке, оказались различными. На Западе римское хозяйство пришло в полный упадок и бывшие римские подданные «одичали», подражая варварам-завоевателям. Напротив, на Востоке варвары, подражая свободным земледельцам и горожанам и посте­пенно перенимая христианскую веру и греческий язык, сливались в новый народ — ромеев (историки часто называют их византийцами).

Политическая и религиозная жизнь Византии в VI—VII веках была очень бурной. Устойчивых законов престолонаследия не было, после смерти очередного владыки его наследником становился, как правило, самый удачливый и хитрый из полководцев или министров. Похожий разброд происходил и в церкви. Православные ромеи горячо спорили с ромеями, исповедовавшими христианские ереси -- арианами, несторианами или монофизитами и обычно одерживали верх в имперской столице — Константинополе. Но побежденные раскольники и еретики тут же начинали проповедь на окраинах державы — в Сирии, Египте или Закавказье. Местные жители, угнетенные тяжкими налогами, поддерживали мятежных проповедников и восставали, что нередко приводило к переходу пограничных провинций Византии под власть враждебных соседей — персов или арабов. Попытки византийских императоров (их называли также по-гречески базилевсами) соединить под своей властью все большие владения Рима, были мало успешны. Самую серьезную попытку этого рода предпринял император Юстиниан I (527—565). Трудо­любивый, блестяще образованный и талантливый правитель, он вел постоянные войны: с персами — в Закавказье и Месопотамии, с вандалами — в Африке, с готами — в Италии. Каждая война за­канчивалась победами византийских полководцев — Велизария, Нарзеса и других, но потом на отвоеванные земли приходили имперские чиновники и начинали взыскивать многолетние недоимки с уже разоренных войной местных жителей. Например, война с готами в Италии затянулась на 18 лет; в ходе ее население страны уменьшилось в пять раз. Рим так обезлюдел, что на его площадях уцелевшие жители разводили огороды, а весь север страны был захвачен новыми германоязычными варварами — франками и лан­гобардами. Тяжелое налоговое бремя вызывало сожаление о про­шлых временах и готовность вернуться под власть вчерашних вла­дык-варваров.

Войны Юстиниана не привели к прочным успехам. От эпохи Юстиниана остался огромный свод законов римского права, упоря­доченный и дополненный под руководством самого императора. «Юстинианов кодекс» стал учебником для многих поколений юри­стов и образцом при составлении новых законов в большинстве стран Европы.

В начале VII века Византию постигли новые тяжкие испытания. Натиск персов с востока привел к потере Сирии и Египта. Войска шаха Хосрова II Парвиза (591—628) достигли берегов Босфора и осадили Константинополь с помощью европейских кочевников — авар, которые владели тогда землями будущей Венгрии и Болгарии. В этот момент впервые проявилось единство ромеев. Брошенные своим бездарным императором, они сплотились вокруг патриарха Сергия и выбрали нового императора — полководца Ираклия (610— 641). Ираклий провел небывало дерзкий маневр: во главе отборных войск переправился по Черному морю в тыл к персам и прорвался к их столице — Ктесифону. Одновременная осада двух враждующих столиц вскоре привела к мирным переговорам и к примирению истощенной Византии со столь же истощенным Ираном.

В Аравии в 630-х годах возникло новое агрессивное государство пустынных кочевников — Арабский халифат. В 632 году войска арабов впервые вторглись в византийские провинции: Сирия и Египет опять перешли под власть иноверцев. В 672 году армия и флот халифа Муавии (661—680) осадили Константинополь. Ромеи защищали столицу с прежним упорством и отвагой. Исход пяти­летней осады решила военная новинка: используя «греческий огонь» (смесь нефти с серой и селитрой), ромеи сумели рассеять вражеский флот. На Ближнем Востоке установилось равновесие двух великих держав — православной Византии и исламского халифата. В после­дующие века они часто воевали между собой, но ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха.

Наряду с ромейско-арабским противостоянием на Востоке к концу VII века на западной границе Византии сложилось похожее противостояние ромеев и болгар. Этот тюркоязычный народ появился в Причерноморье еще в V веке — в составе войск Аттилы. После распада державы гуннов болгары создали свое государство в Крыму. В середине VII века, теснимые хазарами, они переселились на Балканский полуостров, подчинив местных славян. Вскоре оба на­рода, еще не принявшие крещения, стали жить мирно. Болгарские ханы стояли у власти, постепенно перенимая язык и обычаи более многочисленных славян. В 681 году болгаро-славянское войско хана Аспаруха впервые разбило византийскую армию. После этого войны болгар с ромеями тянулись более полутора веков — до крещения Болгарии, которое произошло в 864 году.

Столь большой разрыв во времени между первым столкновением болгар с Византией и успешным проникновением православных миссионеров в Болгарию объясняется новой религиозной распрей в Византии — иконоборчеством. В 726 году воинственный император Лев III Исавр (717—741), отразив очередное нашествие мусульман на Константинополь, внезапно запретил своим подданным покло­няться иконам как идолам. Вряд ли императора волновали тонкости церковного ритуала, скорее, он проверял готовность чиновников и церковников исполнить любое повеление их владыки. Однако боль­шинство монахов отказалось подчиниться базилевсу. В итоге ромеи раскололись на две партии — «военную» и «церковную», соперни­чество которых затянулось на многие десятилетия — до 843 года, когда умер последний император-иконоборец Феофил. Новые базилевсы помирились с монахами. В столичном дворце Магнавра начал работать первый университет, а его выпускники (в том числе Кирилл и Мефодий) отправились к соседним варварам, в том числе и славянам, проповедовать христианство.

Важным последствием иконоборчества стал вековой разрыв свя­зей между церквами Рима и Константинополя. С этой поры слова «католик» и «православный» стали обозначать христиан Запада и Востока, не признающих друг друга единоверцами.