Взгляды – это суждения, основанные на знаниях и выражающие собственное отношение человека к тому, что он познал.
Убеждение – качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, теории, концепции, в которые человек верит как в непреложную истину и которые являются для него руководством к действию. Взгляды, несомненно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение, но прямой переход от взгляда к поступку, к действию может и не произойти, если взгляды не превратились в убеждения.
Убеждения – это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания и отношение к ним, перешедшие во внутреннюю позицию человека. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности – ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки.Убеждения заключают в себе веление действовать в соответствии с познанной человеком необходимостью.
Убеждения в рамках научного мировоззрения основывается на понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, которые отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной действительности. Они основываются на достоверных научных фактах (элементах научного знания). Факты действительности становятся фактами науки как основы научного мировоззрения, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной целостности. На протяжении формирования научного мировоззрения у школьников необходимо вырабатывать именно мировоззренческие обобщения.
Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям,в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущностное, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания, лежащего в основе научного мировоззрения.Поэтому в процессе формирования научного мировоззрения учащихся надо уделять особое внимание формированию методологических понятий, обобщений, идей, характеризующих действительность и ее теоретические описания.
Научное мировоззрение во всей полноте его структуры выполняет ряд важных функций:
- просветительная функциясостоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций;
- воспитательная функциямировоззрения реализуется в результате того, что принятые на основе познанного взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности (воспитывается воля, твердость характера, гуманизм, чувства ответственности и долга, формируются эстетические идеалы общественной и личной жизни);
- развивающая функция заключается в том, что работа по усвоению мировоззрения включает в активную деятельностьмышление,делает его гибким, творческим, изучающим явления в движении, взаимосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества;
- организационная функциямировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Научное мировоззрение является активным организующим началом в жизни человеческого общества, в эволюционном преобразовании экономики, образа жизни;
- прогностическая функциянаучного мировоззрения, основывающегося на знании законов природного и общественного развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении направлений, тенденций общественного бытия, в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.
Мировоззрение как цельное личностно-психологическое образование формируется у школьников в целостном педагогическом процессе (в процессе обучения и воспитания), одновременно влияющем на развитие их сознания, чувств, воли и поведения. В его задачи входит формирование научных знаний, взглядов и убеждений,критического отношения к антинаучным и антиобщественным представлениям. Его неотъемлемой частью являются интеллектуальные чувства, диалектическое мышление, умение объективно оценивать явления природы и общества, исходя из научных данных, способность твердого проявления воли, решительности при реализации своих убеждений.
Эти задачи решаются в учебно-воспитательном процессе с помощью овладения наукой, а также в результате нравственного, культурологического (эстетического, художественного воспитания), экономического и экологического воспитания.
6.3. Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся.Формирование мировоззрения – это долговременный и сложный процесс развития в органическом единстве и одновременно
научного сознания, базирующегося на научных знаниях,
культуры мышления,
чувств и эмоциональных отношений,
целеустремленности
и культуры волевых действий.
Педагогика исходит из научно-философских основ учебного плана, которыми обусловливается отбор основных предметов, способных в совокупности достаточно полно раскрыть перед учениками мировоззренческую картину мира и обеспечить научной базой их практическую деятельность. Этим обеспечивается внутренняя логика взаимосвязи и взаимозависимости подлежащих изучению школьниками наук. Все учебные предметы имеют две педагогические задачи:
- раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки(прямая педагогическая задача);
- включение фактов и законов изучаемого учебного материала в целостную систему научного мировоззрения школьника(косвенная педагогическая задача). Косвенная задача педагогического процесса и профессиональной деятельности учителя, воспитателя является не менее важной, чем прямая, можно утверждать, что она предстает как одна из важнейших для учителя.
Научное мировоззрение формируется, прежде всего, в процессе изучения учащимися
предметов естественно-математического цикла.Учитывая возрастные особенности детей, учителя математики, физики, информатики, химии и т.д. имеют возможности раскрыть перед ними
идею материальности мира природы. На основе учета принципа межпредметных связей в процессе обучения можно показать
единство материальной действительности, взаимосвязь и взаимозависимость различных форм существования и движения материи. Необходимо теоретически и на практике показать учащимся непреложный факт
постоянного развития, движения и изменения материи и бесконечность процесса познания ее человеком.
В ходе научного познания естественного мира как диалектически развивающейся, целостной материальной системы у школьников формируется диалектическое мышление, совершенствуются познавательные процессы, развивается интеллект.
Важное значение для формирования мировоззрения как совокупности знаний, взглядов, убеждений, чувств, воли имеют
предметы общественно-гуманитарного цикла.История, обществоведение, основы государства и права, как и естественные предметы, имеют единую философскую и историческую основы. Изучая их, школьники усваивают определенную сумму фактов из жизни человеческого общества, основные законы и перспективы его развития.
Рассматривая вместе с педагогом общественные явления с точки зрения истории, учащиеся узнают, почему они возникали, как взаимосвязаны, какое место занимают в жизни человеческого общества и в каком направлении развиваются. Нужно учить детей видеть
противоречивость общественных событий, понимать противоречия как движущую силу развития.
Конкретно-историческое мышление позволяет детям уже в школе овладевать способностью грамотно оценивать общественно-политические события в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и политической информации.
Центральное место в формировании мировоззрения учащихся занимают предметы гуманитарно-художественного цикла (они рассматриваются скорее как искусство, а не как учебные предметы). Литература, изобразительное искусство, музыка и танцы проникают в содержание различных учебных предметов.
Наиболее важные проблемы преподавания искусства в школе связаны с идеей целостного освоения детьми художественных произведений.Реализация данной идеи в педагогическом процессе содействует выработке взглядов и убеждений, способствует формированию эстетических идеалов как структурных компонентов мировоззрения. Спроецированное во всей полноте в сознание школьника художественное произведение (в литературе, живописи, кино и т.д.) порождает мысли, чувства, переживания, которые способствуют выработке мировоззренческих взглядов и убеждений.
Огромную роль в формировании мировоззрения школьников играет собственная практическая, творческая деятельность в различных видах искусства,поэтому необходимо не только развивать у школьников способность восприятия художественных произведений, но и учить детей овладевать языком искусства, вооружать творческими умениями и навыками в соответствии с их склонностями и способностями.
Практически действенному утверждению мировоззрения детей активно способствует их общественно-полезный и производительный труд.Трудовая деятельность, участие в производственных отношениях, достижение успеха в труде (в том числе и в учебном) дают возможность детям убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с убеждениями.
В связи со сказанным выше необходимо отметить большую роль в формировании научного мировоззрения школьников внеклассной учебно-воспитательной деятельности,в процессе организации которой учитываются принципы добровольного участия в ней, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Педагогу необходимо знать о специфике формирования научного мировоззрения школьников в учебно-воспитательном процессе в соответствии с их возрастными особенностями.Уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знания общих законов, которым подчинено движение и развитие. Пониманию младших школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о жизни природы, в частности, о сезонных изменениях, о материальном единстве мира и его постоянном развитии и т.д.
Интенсивное формирование личности в подростковом возрастеделает учебно-воспитательный процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира.
Актуальная потребность в подростковом возрасте – стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы индивидуального опыта, дает толчок к установлению жизненных установок и идеалов. Вместе с тем учитель должен давать себе отчет в том, что подростковый возраст называют «кризисным», подросткам характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватность самооценки, большая склонность к подражанию. Учитывая все это, необходимо направлять педагогические усилия в процессе формирования научного мировоззрения не только на полноценное усвоение школьниками-подростками учебного материала, но и на развитие их инициативы и самостоятельности в суждениях, к обоснованной и аргументированной оценке событий и фактов.
В юношеском возрастешкольники в основном достигают физической и духовной зрелости, которая определяет их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем объеме и полноте. В этом возрасте проявляются такие особенности молодых людей, как философская направленность мышления (поиски смысла жизни и своего в ней места всегда присущи молодым людям), познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в сущность и систему всех вещей и явлений. Это создает основу для формирования у старшеклассников
методологических идей высокого уровня обобщенности;
твердых взглядов и убеждений, позволяющих правильно ориентироваться в жизни; принципов поведения и деятельности.
В юношеском возрасте происходит самосознание личности, формируется уровень притязаний на основе адекватной самооценки,достаточно четко определяются идеалы и ценностные ориентации, жизненные планы. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется в этом возрасте профессиональное самоопределение.
Основным средством формирования научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе является создание условий для усвоения учащимися системы знаний,которая отражает, насколько это возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов.
Чтобы знания переросли во взгляды и убеждения, нужно, чтобы они проникли в сферу чувств и переживаний учащихся. В этом смысле важным средством формирования научного мировоззрения предстает создание в педагогическом процессе положительного эмоционального состояния учащегосяи воспитание его волидля преодоления препятствий и трудностей, возникающих в учении.
Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым компонентом в состав мировоззрения входит практическо-действенный.В связи с этим значимым средством формирования научного мировоззрения школьника можно назвать организацию разнообразной воспитательной деятельности,причем сфера практических действий учащихся должна быть достаточно широкой.
Наиболее общими критериями сформированности научного мировоззрения школьника являются:
- наличие фактических учебных знаний, их глубина и объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;
- развитая способность диалектического осмыслениядействительности, обнаруживающаяся в умениях учащихся анализировать природные и общественные явления, обобщать их, делать выводы на основе познанного;
- проявление социальной активностишкольников, сформированность гражданской позиции, экономического и экологического мышления.
6.4. Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Важнейшим направлением в формировании базовой культуры личности учащегося в педагогическом процессе является осуществление нравственно-эстетического воспитания.
Чтобы изучить и усвоить основы нравственно-эстетического воспитания, необходимо владеть основными понятиями его теории:
знать сущность основных понятий – мораль, нравственность, этика, эстетика, нравственно-эстетические категории.
Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, нравственный или безнравственный, красивый или безобразный и т.д. При этом человечество пользуется понятиями «мораль», «нравственность», «этика», «эстетика».
Мораль – это форма общественного сознания, возникающая в системе конкретно-исторических общественных отношений, являющаяся их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, которые регулируют взаимодействия между людьми, их отношения к вещам, явлениям реального мира(Б.Т. Лихачев).
Нравственность - мораль в действии.
Мораль в прямом значении этого слова - это обычай, нрав. Правило. Иногда в качестве синонима к слову «мораль» используется понятие «этика» (буквально – привычка, обыкновение, обычай). В другом значении этика трактуется как философская наука о морали и нравственности. В зависимости от того, как усвоены человеком нормы морали, этики, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с существующими моральными нормами и принципами, можно судить о его нравственности (см. глоссарий). Человек может знать нормы морали и не следовать им, нарушая их в своей жизни, нанося вред другим людям. Тогда о нем судят как о моралисте и безнравственном человеке.
Под нравственностью можно понимать личностную характеристику человека, в которой объединяются такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д. Эти качества регулируют индивидуальное поведение людей в обществе.
Эстетика - наука о чувствах в которых чел переживает безобразное или трагическое или возвышенное (наука о прекрасном).
В науке о морали и нравственности (этике) определены нравственные категории, то есть понятия морали и нравственности, имеющие общий характер, побуждающие всех, всюду и всегда руководствоваться ими в жизни.
В их числе такие категории, как добро, справедливость, долг, честь, совесть, достоинство, счастье.
Воспринимая мораль и нравственность как правила жизни, общество выработало понятие нравственный идеал, то есть образец нравственного поведения, к которому нужно стремиться всем людям, взрослым и детям, чтобы общественная жизнь была разумной, полезной для всех и красивой, эстетичной. Нравственно-эстетические идеалы находят свое отражение в сознании.
Нравственно-эстетическое сознание – сложное явление, которое складывается из следующих компонентов:
v нравственно-эстетические представления;
v нравственно-эстетические понятия, они переживаются человеком как нравственно-эстетические чувства(чувства совести, долга, собственного достоинства и т.д.).
v нравственные потребности и воля,вне которых нравственно-эстетическое развитие человека невозможно;
v нравственно-эстетические привычки и навыки,определяющие проявление нравственно-эстетического сознания, уровень нравственной воспитанности.
Сформированность нравственно-эстетического сознания человека – это и есть его нравственно-эстетическая культура, развитие и формирование которой осуществляется в системе нравственно-эстетического воспитания в условиях семьи, школы, общественности. Нам важно осмыслить и усвоить его сущность и содержание в условиях педагогического процесса в школе.
Нравственное и эстетическое воспитание (см. глоссарий) – это организация педагогами разнообразной деятельности учащихся, развития отношений и общения, в которых формируется нравственно-эстетическое сознание развивающейся личности. В педагогической теории и практике выработано содержание воспитательной работы по формированию нравственного сознания и поведения учащихся в педагогическом процессе школы.В целом эта работа включает в себя формирование моральных отношений детей к окружающему их миру:
v Отношение к политике государства, к Родине, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, национальное самоопределение, интернационализм).
v Отношение к труду (трудолюбие, добросовестность в труде, трудовая дисциплинированность, понимание того, что труд – основа жизни и счастья человека).
v Отношение к природе, материальным ценностям, общественному и личному достоянию (экологическое сознание, включающее в себя понимание взаимосвязи и вза имозависимости человека и природы, видение себя частью природной среды, любовь к природе, эстетическое ее восприятие; бережливость и экономность, аккуратность в использовании вещей и т.д.).
v Отношение к людям (гуманность, коллективизм и демократизм, вежливость, сформированность культуры общения, доброжелательность к окружающим, уважение чужого личностного достоинства).
v Отношение к себе (наличие собственного чувства личностного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях, скромность, адекватная самооценка).
Особо следует остановиться на группе отношений к другим людям, что предполагает с точки зрения нравственно-эстетического воспитания формирование гуманизма – мировоззрения, центром которого является понимание человека как высшей ценности на Земле. Гуманизм как мировоззрение содержит не только оценку мира (как объективной реальности человека), но и оценку отдельной личностью своего места в жизни, связей с другими людьми.
Следовательно, в гуманистическом мировоззрении находят свое выражение все отношения, о которых шла речь в плане содержания нравственного воспитания (отношение к Родине, к другим народам, к обществу, к духовным и материальным ценностям, к труду, к природе).
Создавая в педагогическом процессе условия для развития гуманистических взглядов и убеждений учащихся на основе познанного в учебно-воспитательном процессе, учитель решает задачи нравственно-эстетического воспитания в целом, способствует формированию гуманности как системообразующего личностного качества воспитуемого. Представляется правомерным рассматривать гуманность именно как качество личности, а не черту характера, поскольку качество – « это объективная и всеобщая характеристика человека, обнаруживающаяся в совокупности, интегрированности его многих свойств и черт характера.