Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства


Республика Беларусь в современном информационном обществе. Глобализация и проблемы становления глобального информационного общества

М. Сасао отмечает широкомасштабный сдвиг в формах организации и передачи информации, фундаментальную перестройку коммуникационных сетей, приводящую к высокого уровня информационной революции, ускоряющей процесс глобализации. Значение того, что информация становится более ценным товаром, чем сырье или энергия, а социальное развитие становится зависимым от производства информационных ценностей, нельзя недооценивать. В результате люди наделяются постоянным доступом к глобальной информации, а также протекает перманентная трансформация форм организации и структурирования информации[75].

В Законе «Об информации, информатизации и защите информации» Республики Беларусьинформатизация понимается как «…организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений»[76].

О. А. Колобов указывает, что информатизация общества представляет собой «организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребно­стей граждан, органов государственной власти и производственных ор­ганизаций на основе формирования и использования информационных ресурсов»[77].

Республика Беларусь уверенно движется по пути создания информационного общества. Одним из критериев этого успеха является количество интернет-пользователей в стране, по которому Беларусь опережает многие страны Восточной Европы. Как в 2004 г. отмечал Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, «широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества». В этом контекстеинформатизации закономерно уделяется значительное внимание, включая реализацию Президентской программы «Информатизация», включающей подпрограммы «Разработка концепции управления национальным информационным ресурсом» и «Разработка компьютерной сети и базы данных для высших органов государственного управления». Отметим также, что ряд мероприятий в отношении стоящего перед Беларусью вызова информатизации уже реализован согласно Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь» утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 с последующими изменениями и дополнениями. Она предусматривает ряд технических мер по защите циркулирующей в Беларуси информации, включая создание национального реестра средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и защиты информации, рекомендуемых для государственных нужд, создание системы защищенной электронной почты для государственных органов, разработку дистрибутива защищенной операционной системы для обеспечения деятельности государственных органов и др.

Технические меры по защите информации необходимы в силу того, что информатизация оказывает и негативное воздействие на незападные страны. Возможна частичная или полная утрата национальным государством контроля за техническими средствами информатизации и информационными потоками на своей территории в результате формирования глобального информационного общества, безусловное лидерство в котором на данный момент принадлежит Западу.

Информатизация представляет собой угрозу экономической стабильности развивающейся страны, если сопровождается развитым фондовым рынком и крупными иностранными инвестициями. В случае естественной или искусственно организованной паники инвесторов фондовый рынок может рухнуть, что способно отбросить экономику на годы назад. Отметим, что до волны информатизации такие вещи были редкостью, поскольку процессы инвестирования имели медленный «бумажный» характер, и вывести миллиарды долларов из национальной экономики в течение одного дня было практически невозможно. Национальные экономики имели отсутствующий сейчас запас времени для принятия необходимых для разрешения кризиса мер.

Десятки государств, создавшие необходимую инфраструктуру для информатизации, чтобы получить преимущества, обещанные широко развернутой рекламой глобализационных процессов, стали жертвой планомерного идеологического воздействия на собственное население в русле идеологии неолиберализма, утратив рычаги вдохновения и сплочения населения для решения общенациональных задач. В результате срежиссированного Западом информационного воздействия на граждан периферии их национальные лидеры и правительства выглядят коррумпированными и некомпетентными, что снижает их возможности по осуществлению успешного курса модернизации. Дело не в том, что они не коррумпированы и полностью компетентны. Исходя из человеческой природы, трудно предполагать, что в сегодняшних условиях возможно существование в какой-либо стране полностью некоррумпированного и компетентного правительства, но степень коррупции объективно снижается лишь с ростом материального благосостояния, что и продемонстрировали сами страны Запада в ходе своего исторического развития (или в результате внедрения антикоррупционного авторитарного режима); а понятие компетентности спорно в свете экономических успехов Китая, презревшего советы ведущих западных экспертов, неоднократно объяснявших правительству Китая, почему его реформы нежизнеспособны. Дело в другом. Любая успешная экономическая модернизация имеет в своей основе консолидацию политической и экономической власти для реализации необходимых, но часто непопулярных мер для будущего экономического преуспевания. Любая успешная модернизация основана на жесткой борьбе с оппозицией, пытающейся использовать эти непопулярные меры для раздувания своей популярности и прихода к власти. Можно рассматривать революцию Мэйдзи в Японии XIX в. или послевоенную модернизацию Японию в результате жестких действий оккупационной администрации, а впоследствии при единоличном лидерстве ЛДПЯ, феномен Южной Кореи, Тайваня или СССР в 1930-х гг. – результат будет в этом отношении однозначным. Мощнейшее информационное предвзятое воздействие со стороны Запада на периферию существенно осложняет предпосылки для успешной экономической модернизации в странах, не борющихся с этим информационным воздействием. Оно также провоцирует население на революции под маркой защиты демократии и прав человека в условиях реализации правительствами непопулярных мер, необходимых для достижения успешного среднесрочного и долгосрочного экономического развития. Нападки на независимых лидеров периферии и поощрение их прозападных конкурентов стали общим делом для чрезмерно идеологизированных западных СМИ, выполняющих указания своих владельцев, которые, как правило, будучи лицами пожилого возраста, склонны к консерватизму западного образца и с ностальгией вспоминают об опыте идеологической борьбы еще в разгар холодной войны с социалистическим лагерем.

Реклама «глобальной деревни», где каждый является соседом другого в силу развития средств коммуникации, хорошо выглядит для людей, способных сидеть в кресле-качалке на пороге собственного особняка со стаканом апельсинового сока после приятной и хорошо оплачиваемой интеллектуальной работы. К сожалению, этот западный идеал среднего класса остается утопией для подавляющей массы населения стран периферии, правительствам которых предстоят десятилетия напряженной работы по модернизации экономических систем с тем, чтобы когда-то такой идеал стал возможен и для значительной части их населения.

Важным моментом информатизации является использование новых средств коммуникации с применением компьютера для снабжения оппозиции в периферийных государствах новыми эффективными средствами борьбы с национальными правительствами, от создания компьютерных СМИ до использования других возможностей, предоставляемых Интернетом. Американские представительства Информационной службы США (ЮСИС) в незападных национальных государствах активно вовлекают оппозицию в обучение информационным технологиям и предлагают использовать принадлежащие США информационные ресурсы для изложения своих политических точек зрения на события в данном национальном государстве. Ведется такая работа планомерно и в Республике Беларусь. Развитие антиправительственной активности оппозиционных групп при материальном, техническом и информационном содействии недружелюбно настроенного к Беларуси государства называется не грубым вмешательством во внутренние дела суверенного государства, чем оно является, а развитием демократии. Любопытно, что когда СССР в годы холодной войны предпринимал попытки спонсировать деятельность Коммунистической партии США, чиновники Соединенных Штатов угрожали ее деятелям уголовным преследованием, говоря о недопустимости иностранного вмешательства во внутренние дела США и незаконности получения денег от иностранного государства для ведения антиправительственной деятельности. Также у американских граждан, симпатизирующих левым идеям, отбирали паспорта, чтобы они не могли выезжать за пределы США и общаться со сторонниками социалистических идей.

Таким образом, в техническом отношении в незападных странах информатизация протекает в основном в ходе использования поставленных западными компаниями технических средств, оснащенных западными программными продуктами, а обмен информации с другими странами во все возрастающей степени осуществляется посредством Интернета, который эксклюзивно принадлежит его изобретателю – США, несмотря на предпринимавшиеся попытки передать контроль над Интернетом миру в целом. Вследствие этого разведки стран Запада имеют полный доступ к информационным потокам на территории незападных стран, устанавливая серьезнейшее информационное превосходство над этими странами. Помимо этого, имеет место серьезнейшее информационное воздействие западных стран на периферию, во многом сознательно координируемое, через традиционные и новые средства массовой информации. В совокупности такое превосходство и воздействие приводят к множественным эффектам, важнейшими из которых являются:

1) незащищенность политической, личной и коммерческой информации от использования в противоречащих интересам данного государства целях;

2) подрыв шансов на успех в реализации процессов модернизации экономик незападных государств посредством выведения населения этих государств из-под влияния правительства, что препятствует необходимой для успеха реформ консолидации общества;

3) снижение легитимности правительств в глазах их населения из-за упреков в коррумпированности и нежелания следовать «единственно верным» указаниям западных экспертов;

4) поощрение оппозиции и революционеров на действия против своих правительств, если эти правительства перестали быть угодны западным странам или есть возможность привести к власти еще более послушные правительства.

 

 

Р. О. Есин выделяет такие средства доведения до зарубежных партнеров и СМИ объективной информации о Беларуси, как информационно-репрезентативные материалы республиканских органов государственного управления, облисполкомов и концернов, печатные и электронные издания белорусских СМИ, возможности международного спутникового телеканала «Беларусь-ТВ», радиостанции «Беларусь» и глобальной сети Интернет, межмидовские консультации по информационным вопросам, организация пресс-туров для зарубежных журналистов по территории Беларуси. Важное значение имеет издание и распространение ежегодников «Беларусь. Факты», «Республика Беларусь: возможности делового сотрудничества», брошюр «Экономико-инвестиционный обзор. Республика Беларусь», журнала «Вестник внешнеэкономических связей», справочника «Беларусь в цифрах», тематических фотоальбомов, видеофильмов и других изданий. Серьезный эффект дает участие белорусских делегаций в разнообразных мероприятиях научного, культурного, спортивного и образовательного характера, молодежных, детских и ветеранских обменах[78].

В то же время отметим, что необходимы дополнительные меры по трансформации системы информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусского государства. Государство обязано усовершенствовать тактику и стратегию размещения новостных сообщений о Беларуси, как для граждан, так и для сведения всех заинтересованных лиц за ее пределами. Сегодняшняя ситуация, когда новости сначала появляются в освещении негосударственных средств массовой информации и лишь затем спустя какое-то время обнародуются государством, недопустима, поскольку она порождает слухи, кривотолки и дискредитирует способность государства оперативно информировать граждан о важнейших событиях в их жизни. Помимо этого, наиболее серьезное, индоктринирующее воздействие оказывает свежая новость, которая при ее изложении негосударственными источником может быть использована в целях, не соответствующим интересам граждан Беларуси и государства. Поэтому важнейшая задача заключается в пресечении утечек информации из государственных органов. Помимо этого, все важные новости должны в пределах часа с момента принятия решения об их обнародовании появляться на максимально большом количестве профильных сайтов министерств и ведомств, а не только на сайтах Белорусского телеграфного агентства (БЕЛТА) и Национального пресс-центра Республики Беларусь, как это происходит сейчас. В течение этого же промежутка времени, новостное сообщение должно переводиться на основные иностранные языки и рассылаться для сведения в ведущие мировые новостные агентства, СМИ, положительно настроенные к Беларуси зарубежные научные центры и общественные организации. В настоящий момент новостные сообщения переводятся только на немецкий, английский, испанский и белорусский языки, и рассылаются достаточно ограниченному числу потребителей. В результате этого и задержек во времени рассылки информационные сообщения часто поступают во многие западные СМИ и информационные агентства первоначально от оппозиции, представленными в искаженном виде. Предлагаемая тактика позволит сделать страну более узнаваемой, ее облик более позитивным в мировой прессе. Шансы дальнейшего распространения новости повысятся в случае использования добротного юмора в изложении новости, если это выглядит уместным. Должна быть также создана сеть экспертов, как в пределах Республики Беларусь, так и за ее пределами, готовых оперативно дать комментарий на ту или иную новость, связав ее с событиями в мире. Комментарии должны также размещаться на ведомственных сайтах, переводиться на иностранные языки и рассылаться БЕЛТА и Национальным пресс-центром Республики Беларусь в ведущие мировые агентства и СМИ. Интересно поданное новостное сообщение с готовым к нему комментарием популярных экспертов имеет высокие шансы на дальнейшее распространение, что позволит прорвать информационную блокаду, созданную для объективной информации о Беларуси. Необходимо также широко вовлекать общественность в обсуждение необъективной информации, поданной негосударственными электронными средствами массовой информации, и реагирование на нее. Негосударственные электронные средства массовой информации должны давать возможность заинтересованным представителям общественности опубликовать свои комментарии к размещаемым в Интернете материалам, поскольку с технической стороны это сделать несложно. Такое привлечение общественности не только послужит активизации гражданского общества в Беларуси, но и предоставит возможность гражданам высказать свою точку зрения на необъективную (с их точки зрения) подачу материала об их стране.

Необходимо совершенствовать стратегию и тактику противодействия информационной войне, проводимой западными странами в отношении Беларуси. Государственная программа информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на 2006–2010 годы, была сориентирована более на пассивное распространение информации о стране, чем на воздействие на ключевых игроков западного общественного мнения. Во многом это было связано с недостатком финансирования в рамках данной программы, составлявшей ежегодно лишь «около 250 тыс. долл. США». Пассивная политика воздействия с недостаточным финансированием приводит к тому, что «… определенная часть зарубежной аудитории недостаточно осведомлена о реальной политической, экономической и социально-культурной жизни Беларуси»[79].

 

Контрольные вопросы

1. Каковы успехи Республики Беларусь по созданию информационного общества?

2. Какие риски влечет за собой информатизация и формирование глобального информационного общества?

3. Какие средства доведения до зарубежных партнеров и СМИ объективной информации о Беларуси используются в деятельности государственных органов Республики Беларусь?

4. Возможны ли дальнейшие улучшения в этой работе?

 

 

Литература

Ашенкамф, Н.Н., Погорельская, С.В. Современная геополитика / Н.Н. Ашенкамф, С.В. Погорельская. – М., 2005.

Бабурин, С.Н. Мир империй. Территория государства и мировой порядок / С.Н. Бабурин. – М., 2005.

Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман; [пер. с англ.]; Центр исследований постиндустриального общества. – М.: Логос, 2002.

Бек, У. Что такое глобализация. / У. Бек. – М., 2001.

Беларусь и Россия: императивы общественного развития: Сб. науч. тр. / Ин-т соц.-полит. исследований при Президенте Республики Беларусь; редкол.: Е.В. Матусевич [и др.]. – Мн., 2002.

Бердсолл, Н. Усиление неравенства в новой глобальной экономике / Н. Бердсолл; пер. с англ. С. Винокура // Вопросы экономики. – 2006. – № 4.

Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы: материалы второго «круглого стола» белорусских и российских ученых (Минск, 26–27 января 1999 г.). – Мн.: БГУ, 2000.

Бжезинский, З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы / З. Бжезинский. – М., 1998.

Бляхер, Л.Е. Центральная Азия: между Тамерланом и Ататюрком (конструирование национальных государств в эпоху Постмодерна) / Л.Е. Бляхер, С.А. Кизима // Полития. – 2009. – № 1. – С. 96–110.

Бьюкенен, П. Дж. Смерть Запада / П. Дж. Бьюкенен; пер. с англ. А. Баширова. – М., 2003.

Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн; пер. с англ.; под ред. В. Л. Иноземцева; Центр исследования постиндустриального общества. – М., 2003.

Василенко, И.А. Политическая глобалистика: Уч. пособие для вузов / И.А. Василенко. – М., 2000.

Василенко, И.А. Геополитика / И.А. Василенко. – М., 2003.

Василенко, И. А. Геополитика в информационном обществе: новые виртуальные стратегии в борьбе за пространство / И. А. Василенко // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. – 2005. – № 6.

Вишневский, А.Г. Модернизация и контрмодернизация: чья возьмет? / А.Г. Вишневский // Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации / под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.: МВШСЭН, 2003.

Воронов, К. В. Глобальная интерсистема: эволюция, структура, перспективы / К. Воронов // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 1.

Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16.09.2005 г.

Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на совещании с руководителями белорусских загранучреждений 02.08.2006 г.

Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на XIV Саммите стран – членов Движения неприсоединения 15.09.2006 г.

Гаджиев, К.С. Введение в геополитику / К.С. Гаджиев. – М., 2000.

Гайдукевич, Л. М. Геополитика / Л.М. Гайдукевич, В.В. Фрольцов, Л.М. Хухлындина. – Мн., 2002.

Гайдукевич, Л.М. Геополитический облик Республики Беларусь: состояние и перспективы / Л.М. Гайдукевич // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2007. – № 3.

Геополитики и геостратеги: хрестоматия / под ред. Б.А. Исаева. – СПб., 2003.

Геополитика, международная и национальная безопасность: словарь-справ. / Рос. акад. наук. вычисл. центр, Рос. акад. естеств. наук, Секция геополитики и безопасности; под общ. ред. В.Л. Манилова. – М., 1999.

Геополитика: хрестоматия / авт.-сост. Н. М. Голунов. Новосибирск, 2004.

Голуб, Ф. Хроническая чрезвычайщина / Ф. Голуб // Свободная мысль – 2006. – № 6.

Государство для народа: док. и материалы третьего Всебелорус. нар. собр. 2–3 марта 2006 г. / редкол.: А.Н. Рубинов [и др.]. – Мн.: Беларусь, 2006.

Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский // Классики геополитики XIX век. – М., 2003.

Данилов, А. Н. Власть и общество: поиск новой гармонии / А. Н. Данилов. – Мн.: Універсітэцкае, 1998.

Данилов, А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма / А.Н. Данилов. – Мн., 2001

Дахин, А. Альтернативные метафоры глобализации / А. Дахин // Космополис. – Осень 2003. – № 3 (5).

Дергачёв, В.А. Геополитика / В.А. Дергачёв. – Киев. 2000.

Достанко, Е. А. Европейская интеграция: процессы углубления и расширения / Е. А. Достанко. – М.: РИО РТА, 1999.

Дудик, В.Ф. Политика Республики Беларусь в Северо-Восточной Азии (начало XXI в.) / В.Ф. Дудик, С.А. Кизима. – Брест: БрГТУ, 2008.

Есин, Р. О. Информационная роль Министерства иностранных дел Республики Беларусь в развитии и укреплении международного сотрудничества / Р. О. Есин // Проблемы управления. – 2006. – № 1.

Замятин, Д.Н. Власть пространства и пространство власти: Географические образы в политике и международных отношениях / Д.Н. Замятин. – М., 2004.

За сильную и процветающую Беларусь: материалы второго Всебелорус. народн. собр. (18 мая 2001 г.). Минск, 2001.

Земляков, Л. Е. Некоторые аспекты трансформации современных религиозных верований в Республике Беларусь / Л. Е. Земляков // Проблемы управления. – 2006. – № 1.

Зиновьев, А.А. Запад. Феномен западнизма / А.А. Зиновьев. – М., 1995.

Знешняя палітыка Беларусі: зб. дакументаў і матэрыялаў: 8 т. Т. 1 (1917–1922 гг.). – Мн.: БелНДІДАС, 1997.

Зюганов, Г.А. Глобализация и судьба человечества / Г.А. Зюганов. – М., 2002.

Интрилигейтор, М. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции / М. Интрилигейтор // Проблемы теории и практики управления. – 1998. – № 6.

Кизима, С. А. Беларусь и ЮАР расширяют горизонты сотрудничества / С.А. Кизима // Вест. внешнеэкон. связей. – 2008. – № 4.

Кизима, С.А. Белорусская модель: неквантифицируемые факторы успеха / С.А. Кизима // Беларусская думка. – 2008. – № 6.

Кизима, С.А. Белорусская модель развития в контексте глобализации / С.А. Кизима // Вес. Беларус. дзярж. экан. ун-та. – 2008. – № 5.

Кизима, С. А. Белорусский менталитет в российско-белорусских отношениях / С.А. Кизима // Свободная мысль. – 2009. – № 2.

Кизима, С.А. Вестернизация: вызов незападному национальному государству / С.А. Кизима // Проблемы упр. – № 1 (30). – 2009.

Кизима, С.А. Влияние зарубежных СМИ на информационное пространство Беларуси / С.А. Кизима // II Белорусский информационный форум (Минск, 29–30 апреля, 2008): программа и документы. – Мн.: Общественный пресс-центр Дома прессы, 2008.

Кизима, С.А. Вызовы западного глобализационного проекта и национальное государство / С.А. Кизима. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008.

Кизима, С.А. Выигрыши и проигрыши. Глобальная система международных отношений после августа 2008 года / С.А. Кизима // Беларусская думка. – 2008. – № 11.

Кизима, С. А. Геополитический вызов маркетизации национальному государству / С.А. Кизима // Нова парадигма. – 2008. – № 77. – С. 115-124.

Кизима, С.А. Глобализация, глокализация, локализация, национализм и космополитизм – смыслы и связи концептов / С.А. Кизима // Концептуализация политики. Под ред. д-ра. полит. наук М.В. Ильина. Серия «Новая перспектива», вып. ХХI. – М.: Московский общественный научный фонд, 2001.

Кизима, С.А. Глобальная стратегия США / С.А. Кизима // Науч. труды Республ. ин-та высш. школы. Философско-гуманит. науки. – 2008. – Выпуск 5 (10). – С. 102-110.

Кiзiма, С. А. Заходнi глабалiзацыйны праект: патэнцыял i перспектывы ажыццяýлення / С.А. Кiзiма // Вес. Беларус. дзярж. педагагічнага ун-та. Серыя 2. – 2009. – № 2.

Кизима, С.А. Национализм, глобализация и перспективы демократии / С.А. Кизима // Свободная мысль. – 2008. – № 6.

Кизима, С.А. Перспективы западной демократии в контексте рисков глобализации / С.А. Кизима // Нова парадигма. – 2008. – № 76.

Кизима, С.А. Перспективы координации стратегий развития стран БРИК / С.А. Кизима // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ: труды Четвертой Всероссийской научно-практ. конф, 21–22 мая 2008 г. / редколл. Л.А. Аносова [и др.]: –2 ч. – М., 2009. – Часть 1.

Кизима, С.А. Перспективы национального государства (в контексте кавказской войны-2008) / С.А. Кизима // Социология. – 2008. – № 3.

Кизима, С.А. Развитие национального государства в условиях глобализации / С.А. Кизима // Науч. труды Респ. ин-та высш. школы. Философско-гуманит. науки. – 2009. – Выпуск 7 (12).

Кизима, С. А. Сетевой контроль над миром: стратегия США по насаждению «мягкого» суверенитета / С.А. Кизима // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2009. – № 2. – С. 53–57.

Кизима, С. А. Стратегия внешнеполитического реванша России в контексте глобализации: уроки событий 2008 года / С.А. Кизима // Вес. Беларус. дзярж. экан. ун-та. – 2009. – № 3.

Кизима, С. А. ТНК «БЕЛАРУСЬ» / С.А. Кизима // Беларусская думка. – 2009. – № 8.

Кизима, С.А. ТНК и национальное государство: перспективы взаимодействия в Беларуси / С.А. Кизима // Вес. Грод. дзярж. ун-та імя Янкі Купалы. Серыя 1. – № 1 (76). – 2009.

Кизима, С. А. Экономические мифы глобализации / С. А. Кизима // Изв. Уральского гос. ун-та. – 2009. – № 1/2 (64).

Кизима, С.А. Эффективность государственного управления в условиях глобализации: мифы и реалии / С. Кизима // Гос. упр. и гос. служба. – 2008. – № 3.

Кизима, С. Нацiональна держава: виклик з боку ТНК / С. Кизима // Вic. Харькiв. нацiон. унiв. iменi В.Н. Каразiна. – 2008. – № 810.

Кизима, С. Cуть глобализацii i нацiональна держава / С. Кизима // Вic. Харькiв. нацiон. унiв. iменi В.Н. Каразiна. – 2008. – № 796.

Киссинджер, Г. Нужна ли Америке внешняя политика? К дипломатии для XXI века / Г. Киссинджер. пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. – М., 2002.

Князев, С.Н. Основы концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Уч.-практ. пособие / С.Н. Князев. – Мн., 2004.

Князев, С.Н. Национальная безопасность Республики Беларусь: курс лекций / С.Н. Князев, Г.Ф. Гулякевич; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Мн., 2005.

Колон, М. Нефть, PR, война: глобальный контроль над ресурсами планеты / М. Колон. – М., 2002.

Колосов, В.А. Геополитика и политическая география / В.А. Колосов, Н.С. Мироненко. – М., 2001.

Кондратьев, К.Я. Экодинамика и геополитика / К. Я. Кондратьев, В. К. Донченко. – СПб., 1999.

Косолапов, Н.А. Глобализация и территориально-пространственный аспект / Н.А. Косолапов // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 6.

Косолапов, Н. А. Исследования международных отношений: логика идей, интересов, политики / Н.А. Косолапов // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 4.

Костин, А.И. Экополитика и глобалистика / А.И. Костин. – М., 2006.

Коэн, Г. Безопасность на базе сотрудничества / Г. Коэн. – М., 2001.

Кравченко, П. Беларусь на распутье. Записки дипломата и политика / П. Кравченко. – М.: Время, 2006.

Криштапович, Л.Е. Китайская Народная Республика на пути в XXI век / Л.Е. Криштапович, В.М. Мацель; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Мн., 2004.

Криштапович, Л.Е. Об адекватной интерпретации международных и внутриполитических проблем / Л.Е. Криштапович // Беларусь и Россия: императивы общественного развития: сб. науч. тр. – Мн., 2002.

Кузнецов, В.Н. Геокультура / В.Н. Кузнецов. – М., 2003.

Кузьмин, В.И. Структурная геополитика / В.И. Кузьмин, Н.А. Галуша. – М. 2000.

Купин, В.Н. Геополитические императивы глобальной безопасности / В.Н. Купин. – СПб., 2002.

Линке, П. Критическая геополитика в историко-эволюционном ракурсе / П. Линке // Философские науки. – 2006. – № 9.

Лойко, Л. В. Политическая борьба в Польше (1970—1980-е гг.) / Л.В. Лойко. – Мн.: Завігар, 1995.

Локосов, В. В. Трансформация национальной государственности как глобальный вызов/ В. В. Локосов//Россия: новые цели и приоритеты / РИЦ ИСПИ РАН. – М., 2006.

Маккиндер, Х. Географическая ось истории / Х. Маккиндер // Классики геополитики. XX век. – М., 2003.

Матусевич, Е.В. Белорусская модель развития: механизмы реализации / Е.В. Матусевич, Н.М. Шевцов, Г.М. Пашковский [и др.]; Ин-т соц.-полит. исслед. при Администрации Президента Беларуси. – Мн., 2003.

Медведев, В.Ф. Геополитические аспекты присоединения Беларуси к Всемирной торговой организации / В. Ф. Медведев, А. А. Раков // Социология. – 2004. – № 3.

Международный терроризм: борьба за геополитическое господство / под ред. А.В. Возженкова. – М., 2005.

Мельник, В.А. Белорусская национальная идея: политологический аспект / В.А. Мельник // Проблемы управления. – 2007. – № 1.

Модельски, Дж. Эволюция глобальной политической системы / Дж. Модельски // Полис. – 2005. – № 3–4.

Модестов, С.А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции / С.А. Модестов. – М., 1999.

Моро, Д. Ф. Введение в геополитику / Д.Ф. Моро. – М.,1996.

Мэхэн, А.Т. Влияние морской силы на историю / А.Т. Мэхэн // Классики геополитики. XIX век. – М., 2003.

Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575 / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P31000575. – Дата доступа: 10.12.2010.

Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З.

Ожиганов, Э.Н. Стратегический анализ политики: теоретические основания и методы / Э.Н. Ожиганов. – М., 2006.

Платонов, Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики / Ю.П. Платонов. – СПб., 2000.

Погорельская, С.В. ЕС: постдемократия и популизм (Спорные аспекты политической интеграции) / С. Погорельская // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 11.

Послание Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 21.04.2010 г. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press86247.html. – Дата доступа: 10.12.2010.

Проскурин, С.А. Геополитический фактор в международных отношениях / С.А. Проскурин // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 2.

Роговцов, Д. А. Геополитические приоритеты Республики Беларусь / Д. А. Роговцов // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников. – Могилев, 2005.

Риттер, К. О пространственных отношениях на поверхности земного шара и их влиянии на ход исторического развития человечества / К. Риттер; предисл. Д. Н. Замятина // Полис: Политические исследования. – 2005. – № 2.

Рублев, Г. В. Основные тенденции социально-экономического устройства современного миропорядка / Г.В. Рублев // Вестник Красноярского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2004. – № 6.

Русакович, А.В. Основные проблемы взаимоотношений между Республикой Беларусь и Организацией Североатлантического договора в 1990-х гг. / А.В. Русакович // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2003. – № 2.

Синха, Я. Многополярный мир – наша общая цель / Я. Синха // Международная жизнь. – 2003. – № 3.

Снапкоўскі, У.Е. Беларусь у геапалітыцы і дыпламатыі перыяду Другой сусветнай вайны: Гісторыя БССР / У.Е. Снапкоўскі // Бел. журн. междунар. права и междунар. отношений. – 2000. – № 2.

Снапкоўскі, У.Е. Гісторыя знешней палітыкі Беларусі. Ч. 1. Ад пачаткаў дзяржаўнасці да канца XVIII ст. / У.Е. Снапкоўскі. – Mн., 2003.

Снапкоўскі, У.Е. Гісторыя знешней палітыкі Беларусі. Ч. 2. Ад канца XVIII да пачатку ХХI ст. / У.Е. Снапкоўскі. – Mн., 2004.

Снапковский, В. Е. Путь Беларуси в ООН: 1944–1945 гг. / В.Е. Снапковский. – Мн.: Навука і тэхніка, 1994.

Суряев, В.Н. Китай в современном мире: информ.-аналит. материал / В.Н. Суряев; Ин-т соц.-полит. исслед. при Администрации Президента Респ. Беларусь (ИСПИ); сост.: В.Н.Суряев [и др.]. – Мн., 2000.

Сташкевич, Н. Исторический путь белорусского народа / Н. Сташкевич, В. Козляков // Беларуская думка. – 2003. – № 9, 10.

Стинчкомб, А. Геополитические понятия и военная уязвимость / А. Стинчкомб // Война и геополитика. Альманах «Время мира». – 2003. – №. 3.

Тернер, Дж. Классические положения геополитики и последствия войны / Дж. Тернер, Н. Дольч // Война и геополитика. Альманах «Время мира». – 2003. – №. 3.

Тихомиров, А.В. Беларусь в международных отношениях 1772–2002 гг. Учеб.-метод. комплекс / А.В. Тихомиров. – Мн., 2003.

Тихонравов, Ю.В. Геополитика / Ю.В. Тихонравов. – М., 1998.

Туроу, Л. К. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир / Л. К. Туроу; пер. с анг. А.И. Федорова. – Новосибирск, 1999.

Улахович В.Е. Международные организации: справочное пособие. – Мн., 2005.

Уткин, А.И. Американская стратегия для XXI века / А.И. Уткин. – М., 2000.

Уткин, А.И. Вызов Запада и ответ России / А.И. Уткин. – М., 2002.

Уткин, А. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин. – М., 2001

Уткин, А.И. Мировой порядок XXI века / А.И. Уткин. – М., 2001.

Фукуяма, Ф. Сильное государство / Ф. Фукуяма. – М., 2006.

Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. – М., 2004.

Халиманович, Н.Д. Общая характеристика двухсторонних отношений Беларуси со странами Балтии (1990–2002 гг.) / Н.Д. Халиманович // Журнал международного права и международных отношений. – 2005. – № 4.

Хантингтон, С. Политический порядок в меняющихся обществах / С. Хантингтон. – М., 2004.

Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Классики геополитики. XX век. – М., 2003.

Хаусхофер, К. Границы в их географическом и политическом значении / К. Хаусхофер // Классики геополитики. XX век. – М., 2003.

Челядинский, А.А. Проблемы формирования новой парадигмы международных отношений / А.А. Челядинский // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2000. – № 2.

Шадурский, В. Г. Культурные связи Беларуси со странами Центральной и Западной Европы (1945–1990-е гг.) / В. Г. Шадурский. – Мн.: БГУ, 2000.

Шишелина, Л.Н. Геополитические аспекты расширения ЕС на Восток / Л.Н. Шишелина. – М., 2006.

Agnew, J. Geopolitics: Re-visioning World Politics / J. Agnew. – London; New York, 2003.

Belarus. International Religious Freedom Report 2006 // Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor [Electronic resource]. – 2006. – Mode of access: http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71370.htm. – Date of access: 03.02.2007.

Chauprade, A. Dictionnaire de Géopolitique : États, Concepts, Aut. / A. Chauprade, F. Thual. – Paris, 1998.

Communication from the Commission to the Council and the European Parliament on strengthening the European Neighborhood Policy // European Commission. – 2006.

Flint, C. Introduction to Geopolitics: Tensions, Conflicts and Resolutions / C. Flint. – London; New York, 2006.

Friedman, T. L. The Lexus and the olive tree: understanding globalization / T. L. Friedman. – New York: Anchor, 2000.

Geopolitics and International Boundaries: In 3 vol. – London, 1996–1997.

Geopolitics of European Union Enlargement: the Fortress Empire / Ed. by W. Armstrong and J. Anderson. – New York, 2007.

Huntington, S. P. If not civilizations, what? Paradigms of the post-Cold War / S. P. Huntington // Foreign Affairs. – 1993. – Vol. 72, Iss. 5.

Kizima, S.A. National grand strategies under globalization processes (comparative analysis of Russia, Ukraine, Belarus and China) / S. Kizima // Second Global Conference of International Studies, Ljubljana [Electronic resource]. – 2008. – Mode of access: http://www.wiscnetwork.org/papers/WISC_2008-437.doc. – Date of access: 17.09.2008.

Lübker, M. Globalization and perceptions of social inequality / M. Lübker // Policy Integration Department. World Commission on the Social Dimension of Globalization. International Labour Office. Geneva [Electronic resource]. – 2004. – Working Paper № 32. – Mode of access: www.oit.org/public/english/bureau/integration/download/publicat/4_3_320_wp-32_wcsdg.pdf. – Date of access: 02.10.2007.

Macdonald, H. Geopolitics and the New Middle East / H. Macdonald. – Kingston, 2001.

Malak, K. Bizpieczeństwo i Obronność Państwa / Kazimierz Malak; Min. obrony nar. Dep. społeczno-wychowawczy / K. Malak. – Warszawa, 1998.

Migdal, J. S. Strong States, Weak States: Power and Accommodation / J. S. Migdal // Understanding Political Development / Little Brown; ed. M. Weiner, S. P. Huntington. – Boston, 1987. – P. 391–434.

Monlack, G. The Geopolitics of NATO Enlargement / G. Monlack // International dialogue. – 1999. – № 1.

Neil, T. Global Capitalism, the Anti-globalization Movement and the Third World / T. Neil // Capital and Class. – 2007. – Vol. 92.

Norton, A.L. Straus and the Politics of American Empire / A.L. Norton. – London. 2004.

Robinson, W. I. A theory of global capitalism: production class, and state in a transnational world / W. I. Robinson. – Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2004. – P. 45–46.

Sasao, M. The paradox of globalization: uniformity and differentiation / M. Sasao // Globalization and indigenous culture: coll. of art. / Institute for Japanese Culture and Classics; ed. by N. Inoue. – Kokugakuin University, 1997. – P. 138–151.

Sempa, F.P. Geopolitics: from the Cold War to the 21st Century / F.P. Sempa. – New Brunswick; London, 2002.

Slater, D. Geopolitics and the post-colonial: rethinking North-South relations / D. Slater. – Malden, 2004.

The Geopolitics of Euro-Atlantic integration / ed. by H. Mouritzen and A. Wivel. – London; New York, 2005.

Tremblay, R. The new American empire: causes and consequences for the United States and for the world / R. Tremblay. – Haverford: Infinity Publishing, 2004.

Walton, C. D. Geopolitics and the great powers in the 21st century: multipolarity and the revolution in strategic perspective / ed. by C. D. Walton. – New York, 2007.

Wolf, M. China's great walls cannot keep out the world forever / M. Wolf // Financial Times. – 2007. – May 16.

 


[1] Кустарев, А. Государственный суверенитет в условиях глобализации / А. Кустарев // Pro et Contra. – 2006. – Т. 10. – № 4.

[2] Здравомыслов, А. Г. К обоснованию релятивистской теории нации / А. Г. Здравомыслов // Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. К 70-летию профессора А. Г. Здравомыслова / РНИСиНП. – М., 1998. – С. 17.

[3] Братерский, М. В. США и проблемные страны Азии: обоснование, выработка и реализация политики в 1990-2005 гг. / М. В. Братерский.–М.: МОНФ, ИСК РАН, 2005.– С. 193-194.

[4] Деран, Ж-А., Жезлен, Л. Сербия перед вызовом: от Черногории до Косово / Ж.-А. Деран, Л. Жезлен // Свободная мысль. – 2006. – № 4.

[5] Суверенитет Швейцарии начал формироваться в XIII веке и не подвергался оспариванию с момента освобождения из-под власти Наполеона, а Науру, Тонга, Тувалу, Кирибати получили суверенитет в 1960-х – 1970-х гг. XX в.

[6] Рублев, Г. В. Основные тенденции социально-экономического устройства современного миропорядка / Г.В. Рублев // Вестник Красноярского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2004 г. – № 6. – С. 27.

[7] Guigio, W. The impact of globalization on state sovereignty / W. Guigio // Chinese Journal of International Law. – 2004. –Vol. 3, № 2. – P. 477.

[8] Дахин, А. Альтернативные метафоры глобализации / А. Дахин // Космополис. – Осень 2003. – № 3 (5).

[9] Бауман, З. Индивидуализированное общество: [пер. с англ.] / З. Бауман. Центр исследований постиндустриального общества. – М.: Логос, 2002.

[10] Robinson, W. I. A theory of global capitalism: production class, and state in a transnational world / W. I. Robinson. – Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2004. – P. 45-46.

[11]Интрилигейтор, М. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции / М. Интрилигейтор // Проблемы теории и практики управления. – 1998. – № 6.

[12] Данилов, А. Н. Власть и общество: поиск новой гармонии / А. Н. Данилов. – Минск: Універсітэцкае, 1998. – С. 157.

[13] Локосов, В. В. Трансформация национальной государственности как глобальный вызов/ В. В. Локосов//Россия: новые цели и приоритеты / РИЦ ИСПИ РАН. – М., 2006. – С. 26.

[14] Friedman, T. L. The Lexus and the olive tree: understanding globalization / T. L. Friedman. – New York: Anchor, 2000. – P. 199.

[15] Neil, T. Global capitalism, the anti-globalization movement and the third world / T. Neil // Capital and class. – 2007. – Vol. 92. – P. 47, 73-74.

[16] Hill, J. D. Becoming a cosmopolitan: what it means to be a human being in the new millennium / J. D. Hill. – Lanham: Rowman, Littlefield, 2000. – P. 11.

[17] Hill, J. D. Globalization – after the end of history: dilemmas of global liberalism – talk delivered in New York City / J. D. Hill [Electronic resource]. – May 2000. – Mode of access: http://condor.depaul.edu/~jhill6/Archives/globalliberalism.html. – Date of access: 02.10.2000.

[18] Hill, J. D. Becoming a cosmopolitan… – P. 11.

[19] Barber, B. R. Jihad vs McWorld / B. R. Barber // Globalization and the challenges of a new century. A Reader / Indiana University Press; ed. by P. O’Meara [and others]. – Bloomington and Indianapolis, 2000. – P. 23-33.

[20] Чан, Л. Китай / Л. Чан // Глобализация сопротивления: борьба в мире / Едиториал УРСС; отв. ред. С. Амин и Ф.Утар: [пер. с англ.]; под ред. и с предисл. А. В. Бузгалина. М., 2004. С. 66.

 

[21] Nodia, G. How different are postcommunist transitions? / G. Nodia // Democracy after communism: coll. of art. / The Johns Hopkins University Press; ed. by L. Diamond and M.F. Plattner. – Baltimore, 2002. – P. 3–17.

[22] March, R. J., Korosteleva, E. A., Lawson, K. Introduction: paradoxes of democratization in post-communist Belarus / E.А. Korosteleva, R. March, K. Lawson // Contemporary Belarus: between democracy and dictatorship: coll. of art. / RoutledgeCurzon; ed. by E. A. Korosteleva, C. W. Lawson and R. J. Marsh. – London; New York, 2002. – P. 1–20.

[23] Lawson, C. W. Path-dependence and the economy of Belarus: the consequences of late reforms / C. W. Lawson // Contemporary Belarus: between democracy and dictatorship: coll. of art. / RoutledgeCurzon; ed. by E. A. Korosteleva, C. W. Lawson and R. J. Marsh. – London; New York, 2002. – P. 125–136.

[24] Lawson, C. W. Path-dependence and the economy of Belarus: the consequences of late reforms / C. W. Lawson // Contemporary Belarus: between democracy and dictatorship: coll. of art. / RoutledgeCurzon; ed. by E. A. Korosteleva, C. W. Lawson and R. J. Marsh. – London; New York, 2002. – P. 135.

[25] Krivosheev, D. Belarus's external relations / D. Krivosheev // Contemporary Belarus: between democracy and dictatorship: coll. of art. / RoutledgeCurzon; ed. by E. A. Korosteleva, C. W. Lawson and R. J. Marsh. – London; New York, 2002. – P. 176.

[26] Rotman, D. G., Danilov, A. N. President and opposition. Specific features of the Belarusian political scene / D. G. Rotman, A. N. Danilov // Contemporary Belarus: between democracy and dictatorship: coll. of art. / RoutledgeCurzon; ed. by E. A. Korosteleva, C. W. Lawson and R. J. Marsh. – London; New York, 2002. – P. 101–102.

[27] Brzezinski, Z. The primacy of history and culture / Z. Brzezinski // Democracy after communism: coll. of art. / The Johns Hopkins University Press; ed. by L. Diamond and M.F. Plattner. – Baltimore, 2002. – P. 194–200.

 

[28] Портной, М. А. Принципы построения и тенденции развития финансового рынка США / М. А. Портной // Россия и Америка в XXI веке. Интернет-издание. [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.rusus.ru/?act=read&id=35. – Дата доступа: 01.10.2007.

[29] Сигов, В. И. Содержание и сущность процесса глобализации. Препринт / В. И. Сигов, В. Б. Цой. – СПб.: изд-во СПБГУЭФ, 2005. – С. 8.

 

[30] Борко, Ю. Взаимосвязь процессов расширения и углубления европейской интеграции // Расширение Европейского союза и Россия / Деловая литература; под. ред. О. В. Буториной, Ю. А. Борко. – М., 2006. – C. 26.

[31] Лукашенко, А. Г. Выступление Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на открытии Первого Белорусско-Российского экономического форума 06.09.2005 г. / А. Г. Лукашенко // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: www.president.gov.by/press18705.html. – Дата доступа: 10.09.2007.

 

[32] Авдокушин, Е.Ф. Конкурентоспособность китайской экономики в глобализирующемся мире / Е. Ф. Авдокушин // Экономические науки. – 2007. – № 2 (27). – С. 20.

 

[33] Лукашук, И.И. Глобализация, государство, право, XXI век / И.И. Лукашук. – М.: Спарк, 2000. – С. 78-79.

[34] Там же, с. 78.

[35] Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575 / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P31000575. – Дата доступа: 10.06.2009.

[36]Лукашенко, А. Г. Послание белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23.04.2009 / А. Г. Лукашенко // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press70397.html#doc. – Дата доступа: 10.06.2009.

 

[37] Андреев А.Ю., Бородкин Л.И., Левандовский М.И. Синергетика в социальных науках: пути развития, опасности и надежды / А.Ю. Андреев, Л.И. Бородкин, М.И. Левандовский // Круг идей: макро- и микроподходы в исторической информатике: Сб. / Отв. ред. Л.И. Бородкин и др. – М.: Ассоциация “История и компьютер”, – 1998. – С. 27-51.

[38] Медведев, Д.А. Приоритеты внутренней политики самым тесным образом влияют на выбор наших стратегий в международных отношениях 12 июля 2010 / Д.А. Медведев // Политическая экспертная сеть Кремль.Орг [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.kreml.org/other/249443832. – Дата доступа: 10.12.2010.

 

[39] Лукашук, И.И. Глобализация… С. 78.

[40] Как указывает действительный член Российской академии естественных наук А.Г. Вишневский, поступления от этих видов экспортных товаров в 2000 г. составили около 78 млрд долл. «В то же время резко сократились ... государственные инвестиции в экономику. ... В мгновение ока сложилась новая (точнее, перелицованная старая) экономическая элита, которая в своих руках сосредоточила все рычаги управления потоками невиданного богатства. ... Но, конечно, немалая часть этой выручки расходуется на покрытие выросших потребительских расходов или на сбережения, причем львиная доля и того, и другого приходится на узкий слой новой политической и экономической элиты». Вишневский А.Г. Модернизация и контрмодернизация: чья возьмет? / А.Г. Вишневский // Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.: МВШСЭН, 2003. – С. 288.

 

[41] Мосяков, Д.В. Новые тенденции в политике Китая в Юго-Восточной Азии / Д.В. Мосяков // Азия и Африка сегодня. – 2006. – № 1. – С. 11.

[42] Лукашенко, А. Г. Мы выбираем Беларусь! «Внешняя политика Республики Беларусь в новом мире»: Доклад Президента А. Г. Лукашенко на совещании с руководителями загранучреждений 22 июля 2004 г.

[43] Communication from the Commission to the Council and the European Parliament on strengthening the European Neighborhood Policy // European Commission. – 2006.

 

[44] Председатель ОБСЕ намерен координировать политику Евросоюза в отношении Беларуси // БЕЛТА [Электронный ресурс]. – 2008. –Режим доступа: http://www.belta.by/ru/news/politics?id=285271. – Дата доступа: 10.10.2008.

 

[45] Халиманович, Н.Д. Общая характеристика двухсторонних отношений Беларуси со странами Балтии (1990-2002 гг.) / Н.Д. Халиманович // Журнал международного права и международных отношений. – 2005. – № 4.

 

[46] Olson, M. The Rise and Decline of Nations: Economic Growth, Stagflation and Social Rigidities / M. Olson. – New Haven: Yale University Press, 1982.

[47] Migdal, J. S. Strong States, Weak States: Power and Accommodation / J. S. Migdal // Understanding Political Development / Little Brown; ed. M. Weiner, S. P. Huntington. – Boston, 1987. – P. 397-398.

 

 

[48] Насколько важен этот фактор, свидетельствуют мемуары бывшего министра иностранных дел Беларуси П. Кравченко (1990 – 1994), клеймящего действующего Президента за отсутствие демократии. Что же означала демократия по Кравченко в этот период для Беларуси? Вчитаемся внимательно в его строки: «наши двухсторонние отношения нужно было переводить и в плоскость наращивания экономического взаимодействия. А американская сторона в этом вопросе постоянно демонстрировала определенный скептицизм. Все второе полугодие 1993 года белорусское посольство в Вашингтоне занималось согласованием с Госдепартаментом проектов документов, которые мы хотели подписать во время визита Клинтона. … Камнем преткновения для нас стал текст приложения к договору, где речь шла о резервировании за белорусским государством права на некоторые ограничения в процессе приватизации. Американские эксперты никак не хотели принимать наши аргументы. Они настаивали на приватизации «без границ», что по существу ограничивало суверенитет Беларуси в принятии решений. К компромиссу мы так и не смогли прийти. И пошли на уступки….И пошли на уступки..смогли прийти.ренитет Беларуси в принятии решений. али на приватизации "пи» [Кравченко, П. Беларусь на распутье. Записки дипломата и политика / П. Кравченко. – М.: Время, 2006, с. 338]. Отметим, что все преференции, полученные Беларусью от России в 1990-х гг. при Президенте Беларуси, и близко не предусматривали что-либо подобное в отношениях Беларуси с Россией.

[49] Gowans, S. A pious wish: the anti-Imperialism of Stephen Kinzer’s overthrow / S. Gowans // William Bowles site [Electronic resource]. – 2006 – Mode of access: http://www.williambowles.info/guests/2006/0506/kinzer_regime_change.html. – Date of access: 05.08.2007.

[50] Tremblay, R. The new American empire: causes and consequences for the United States and for the world / R. Tremblay. – Haverford: Infinity Publishing, 2004. – P. 51-52.

[51] Там же. С. 52.

[52] Земляков, Л. Е. Некоторые аспекты трансформации современных религиозных верований в Республике Беларусь / Л. Е. Земляков // Проблемы управления. – 2006. – № 1. – С. 41.

[53] Belarus. International Religious Freedom Report 2006 // Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor [Electronic resource]. – 2006. – Mode of access: http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71370.htm. – Date of access: 03.02.2007.

 

[54] Azerbajzan. International Religious Freedom Report 2006 // Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor [Electronic resource]. – 2006. – Mode of access: http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71368.htm. – Date of access: 03.10.2007.

[55] Рядовой чиновник какого-нибудь министерства должен сначала обратиться к заместителю отдела, тот, возможно, сообщит информацию начальнику отдела, начальник отдела должен обратиться к заместителю начальника управления, тот может выйти на контакт с начальником управления, начальник управления должен передать информацию заместителю министра, тот должен переговорить с министром, последний должен решиться связаться по этому вопросу с вице-премьером, а вице-премьер уже выйти на президента или премьер-министра. Крайне сомнительно, что информация о том, что рядовому чиновнику угрожали санкциями из американского посольства за отказ выполнять «просьбу» американского сотрудника, сможет преодолеть все эти барьеры.

[56] Галкин, А. А. Противоречия и угрозы XXI века / А. А. Галкин // Полития. – 2006. – № 2.

 

[57] Weisbrot, M. The Chávez Administration at 10 Years: The Economy and Social Indicators / M. Weisbrot, R. Rebecca, L. Sandoval // Venezuelanalysis [Electronic resource]. – February 2009. – Mode of access: http://venezuelanalysis.com/analysis/4182. – Date of access: 28.03.2010.

[58] Беларусь и Венесуэла определили новые направления сотрудничества // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.pre-

sident.gov.by/press69616.html#doc. – Дата доступа: 14.12.2007.

[59] Weisbrot, M., Sandoval, L. Update: The Venezuelan Economy in the Chávez Years / M. Weisbrot, L. Sandoval // Center for Economic and Policy Research [Electronic resource]. – February 2008. – Mode of access: http://

www.cepr.net/documents/publications/venezuela_update_2008_02.pdf – Date of access: 23.09.2009.

[60] При этом «огромные валютные резервы Китая возрастают ежегодно примерно на 500 миллиардов долларов» [Wolf, p. 15].

[61] Цит. по Голуб, Ф. Хроническая чрезвычайщина / Ф. Голуб // Свободная мысль – 2006. – № 6.

[62] Huntington, S. P. If not civilizations, what? Paradigms of the post-Cold War / S. P. Huntington // Foreign Affairs. – 1993. – Vol. 72, Iss. 5.

 

[63] Цит. по Lübker, M. Globalization and perceptions of social inequality / M. Lübker // Policy Integration Department. World Commission on the Social Dimension of Globalization. International Labour Office. Geneva [Electronic resource]. – 2004. – Working Paper № 32. – Mode of access: www.oit.org/public/english/bureau/integration/download/publicat/4_3_320_wp-32_wcsdg.pdf. – Date of access: 02.10.2007. – 74 p.

 

[64] Rodney, W. How Europe underdeveloped Africa / W. Rodney with a postscript by A.M. Babu. Rev. ed. – Washington: Howard University Press, 1981. – 312 p.

[65] Boubacar, B. [Review] / B. Boubacar. International Review of Social History. – Vol. 51. – Issue 01, April 2006. – P. 120–123. Rew. of: Fighting the slave trade. West African strategies; ed by Sylviane A. Diouf. Ohio University Press, Athens /James Currey, Oxford 2003. – 242 p.

[66] Offiong, D. A. Imperialism and dependency: obstacles to African development / D. A. Offiong. – Washington: Howard University Press, 1982. – 304 p.

[67] Vidal, J. Selling off the rainforest – a modern-day scandal / J. Vidal // The Guardian. 2007. April 11.

[68] Иноземцев, В. Глобализация по-американски как альтернатива вестернизации / В. Иноземцев // Космополис. – Зима 2003/2004. – № 4 (6).

 

[69] Русакович, А.В. Основные проблемы взаимоотношений между Республикой Беларусь и Организацией Североатлантического договора в 1990-х гг. / А.В. Русакович // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2003. – № 2.

[70] Сычев, А.Н. Договор об обычных вооруженных силах в Европе и перспективы укрепления европейской безопасности / А.Н. Сычев // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2006. – № 4.

 

[71] Лукашенко, А. Г. Послание белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23.04.2009 / А. Г. Лукашенко // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press70397.html#doc. – Дата доступа: 10.06.2009.

[72] Там же.

[73] Писаревич, В. Сотрудничество Беларуси с Программой развития ООН / В. Писаревич // Веснiк Мiнiстэрства замежных спрау. – 2003. – № 2.

[74] Программа развития ООН ПРООН Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://undp.by/ru/undp/about/.– Дата доступа: 03.03.2008.

[75] Sasao, M. The paradox of globalization: uniformity and differentiation / M. Sasao // Globalization and indigenous culture: coll. of art. / Institute for Japanese Culture and Classics; ed. by N. Inoue. – Kokugakuin University, 1997. – P. 138–151.

[76] Об информации, информатизации и защите информации (Закон Республики Беларусь) 10 ноября 2008 г. № 455-З [Электронный ресурс]. – 2010. –Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10800455. – Дата доступа: 10.12.2010.

[77] Колобов, О. А., Ясенев, В. Н. Информационная безопасность и антитеррористическая деятельность современного государства: проблемы правового регулирования и варианты их решения / О. А. Колобов, В. Н. Ясенев. – Н. Новгород: ННГУ, 2001. – 374 с.

 

[78] Есин, Р. О. Информационная роль Министерства иностранных дел Республики Беларусь в развитии и укреплении международного сотрудничества / Р. О. Есин // Проблемы управления. – 2006. – № 1.

 

[79] Есин, Р. О. Информационная роль Министерства иностранных дел Республики Беларусь в развитии и укреплении международного сотрудничества / Р. О. Есин // Проблемы управления. – 2006. – № 1.