Тема 2.3. ПОНЯТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА. СОСТАВ ТУРА. ФОРМИРОВАНИЕ, ПРОДВИЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРОВ


Туристический продукт и его составные части: туры, туристско-экскурсионные услуги, товары. Соответствие состава туристического продукта требованиям потребителей. Составление макетов туристических продуктов. Порядок разработки туристического продукта: изучение спроса потребителей, определение видов, форм, содержания и элементов продукта, периодичности его представления. Разработка вербальной модели турпродукта. Оценка экономической эффективности и целесообразности разработки туристического продукта. Процессы разработки и внедрения турпродукта в практику. Оптимизация туров.

Этапы формирования тура: разработка и формирование замысла тура, поиск и отбор партнеров и поставщиков, формирование основного и дополнительного комплекса услуг. Экспериментальная проверка тура.

Этапы продвижения и реализации тура: организация допродажного и послепродажного обслуживания туристов, формирование услугопроводящей сети, разработка коммуникационной политики туристического предприятия, разработка стратегии ценообразования туров, разработка и управление ассортиментом туристических услуг.

 

Опираясь на сформулированные в литературе дефиниции, можно принять, что туристический продукт является собранием благ и услуг, приобретаемых туристами, а также туристических достопримечательностей, которые посещают туристы и которые являются предметом их особого интереса. Т.е. есть основания утверждать, что туристическим продуктом является все то, что туристическое предприятие предлагает туристам в границах трансакции продажи.

В литературе сложились два подхода, проясняющие суть этого продукта. Первый подход (узкий) трактует его как самостоятельный продукт данной организации, способный удовлетворить определенные потребности клиента, предлагаемый на рынке как отдельная услуга (нпр., ночлег в гостинице, перелет самолетом, экскурсия с экскурсоводом по музею) либо как пакет услуг, т.е. комбинация не менее двух-трех услуг, охваченных ценой. Примером такого продукта является конференция, автотур, пребывание в санатории.

В широком понимании принято считать, что туристический продукт является компонентом большей целостности, т.е. туристическим продуктом местности (региона), в котором осуществляет туристическую деятельность данный субъект. К числу таких субъектов можно отнести:

· отели, пансионаты, кемпинги и прочие предприятия, оказывающие гостиничные услуги;

· рестораны, бары, кафе, столовые и другие предприятия, оказывающие гастрономические услуги;

· культурные центры, клубы, казино;

· объединения экскурсоводов;

· пункты, оказывающие услуги по прокату оборудования;

· страховые общества;

· финансовые учреждения и пункты обмена валют;

· институты, распространяющие туристическую информацию;

· бюро путешествий.