Факторы развития туризма


Туризм – это двумерный социальный феномен. С одной стороны, - это срез определенной социальной реальности (в статистическом понимании туризма), с другой стороны, туризм – это конгломерат сложных социальных процессов, протекающих в самом туризме (в динамическом понимании туризма). Поэтому для того, чтобы понять социальную картину туризма, следует обратиться к социальным факторам его развития.

Исходным пунктом в определении факторов развития современного туризма является принятие принципа, согласно которому туризм является компенсационным (выравнивающим) феноменом общественной жизни. При этом следует помнить о том, что происхождение и развитие туризма заключаются в слабой способности человека адаптироваться к окружающей среде. Это проявляется, например, в том, что промышленная цивилизация и рост спроса на туризм взаимосвязаны. Так, промышленная цивилизация приводит к росту туристических услуг, что обеспечивается возросшими возможностями путешествий в результате развития личного и общественного транспорта, ростом влияния СМИ, подъемом уровня образования, изменением стилей жизни и т.п.

Отдельную группу стимуляторов развития туризма составляют разнообразные потребности людей.

В общественных науках (в основном в социологии) потребности играют особую роль, поскольку определяют потребность в различных благах и услугах, в рамках которых располагается и туризм. В свете теории А. Маслова, люди обладают специфической структурой потребностей, в соответствии с которой каждый человек проходит через четыре фазы развития потребностей: основных, общественных, самоопределения и самореализации.

Туризм как специфическую группу потребностей следует отнести к группе потребностей более высокого порядка, т.е. самоопределения и самореализации. Туристическая активность позволяет человеку самореализоваться. Социально-экономическое развитие общества и рост материальных возможностей приводят к тому, что происходит переоценка ценностей, при которой ценности высшего порядка могут перейти разряд основных. На примере развития рынка туристических услуг хорошо просматриваются такие перемещения: путешествия, бывшие прежде предметом роскоши (потребности высшего порядка), становятся в результате переоценки постоянной потребностью низшего порядка. При этом туристические потребности становятся двигателем развития туризма. Перед конкретизацией потребностей должны появиться конкретные и убедительные мотивации, или побуждения, склоняющие человека к определенному поведению и регулирующие это поведение.

Потребности занятия туризмом могут действительно воплотиться тогда, когда появляются очередные факторы, стимулирующие или организующие их развитие. В практике такое состояние наполняется туристическими благами и услугами.

В рамках социальных факторов развития туризма следует отметить следующие:

· Постоянное приспосабливание туристических предложений к изменяющимся потребностям рынка туристических услуг (например, характерное для современного туризма превышение предложений туристических услуг над их спросом). Такое положение привело к появлению маркетинга туристических услуг. В свою очередь в рамках стратегий туристического маркетинга, охватывающего четыре основные переменные (продукт, дистрибуцию (распределение), продвижение и цены), особое внимание отводится проблеме продаж туристического продукта.

· К социальным факторам развития туризма относится также туристическая политика государства как составной элемент общей экономической политики. Развитие и продвижение туристических предложений является существенным элементом современной экономической политики большинства государств.

Число факторов, воздействующих на развитие туризма, весьма значительно. Эти факторы можно сгруппировать в зависимости от силы их влияния на развитие туризма. Возможны также и иные критерии их классификации. Например, известный польский социолог туризма В. Гаворецкий предлагает классифицировать эти факторы на:

· объективные и субъективные, т.е. вызывающие туристические потребности, а также обуславливающие или организующие их удовлетворение;

· спроса и предложения, а также иные универсальные с точки зрения рынка феномены;

· экономические и внеэкономические[1].

По критерию причины развития туризма можно классифицировать четыре группы: исторические предпосылки (промышленная и технологическая революция), социальные предпосылки (свободное время, право на отпуск, рост материального благосостояния людей, желание познания и посещения), экономические предпосылки (спрос, предложение, доход и прибыли, связанные с туризмом), политические предпосылки (социальная политика государства, туристическая политика, войны, терроризм)[2].