Асимметрия мозга


Строение нервной системы человека

Мозг и психика

Нервная система человека делится на два больших отдела – центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). К ЦНС относят спинной и головной мозг. ПНС часто также делят на два подотдела – соматическую и вегетативную (автономную) нервную систему. В вегетативной нервной системе выделяют симпатический и парасимпатический отделы.

ЦНС регулирует и обеспечивает функциональное единство всех органов и систем человека и осуществляет двустороннюю связь организма со средой.

Со всеми органами и тканями организма она связана через нервы, выходящие из головного и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела. Нервные волокна, поступающие в мозг с периферии называются афферентными, а те, которые проводят импульсы от центра к периферии, – эфферентными.

Головной мозг обеспечивает высшие психические функции. Головной мозг человека представляет собой скопление нервных клеток – нейронов, осуществляющих все высшие психические функции в организме. Нервная клетка состоит из тела нейрона, дендритов (древовидных отростков) и аксона (удлиненный отросток, соединяющий тело одного нейрона с телами или дендритами других нейронов). Часть аксонов покрыта специальной миелиновой оболочкой, которая способствует более быстрому проведению импульса по нерву.

Места контактов нервных клеток друг с другом называют синапсами. Через них нервные импульсы передаются с одной клетки на другую.

В головном выделяют ряд отделов: продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, мозолистое тело, таламус и гипоталамус, кора больших полушарий. Каждый из этих отделов выполняет свою функцию. Особое значение в функционировании головного мозга имеет ретикулярная формация. Она регулирует периоды сна и бодрствования и вообще активизирует работу больших полушарий.

Спинной мозг осуществляет непосредственную связь головного мозга с периферическими нервами.

Начало изучения функциональной асимметрии мозга было связано с открытием в 1861 году П. Брока «центра» речевой моторики в левом полушарии головного мозга. Но только спустя столетие были получены экспериментальные данные по специфике отдельных полушарий мозга. В 60-х годах ХХ века Роджер Сперри – профессор психологии Калифорнийского технологического института – начал свои тридцатилетние исследования ассиметрии головного мозга, за которые в 1981 году получил Нобелевскую премию.

Для того чтобы понять возможность проведения подобного эксперимента, необходимы некоторые знания физиологии человека. Два полушария нашего мозга находятся в непрерывном взаимодействии через так называемое «мозолистое тело» – структуру, состоящую из 200 миллионов нервных волокон. Если мозолистое тело разрезать, эта главная линия связи нарушается и две половины мозга начинают работать независимо. Таким образом, для того, чтобы изучить каждое полушарие в отдельности, необходимо хирургическим путем перерезать мозолистое тело.

В результате выяснились следующие специфические функции правого и левого полушария (табл. 1)


Таблица 1

функции левого полушария функции правого полушария
· хронологический порядок; · чтение карт, схем; · запоминание имен, символов, слов; · речевая активность, чувствительность к смыслу; · видение мира веселым, легким; · детальное восприятие. · текущее время; · конкретное пространство; · запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей; · восприятие эмоционального состояния; · видение мира мрачным; · целостное образное восприятие.

 

Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах гораздо лучше левого, умеет узнавать целое по части. Случаются и исключения: то музыкальными оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у левого представления о том, что эти слова означают. Но закономерность сохраняется: одну и ту же задачу каждое полушарие решает с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.