Развитие психики в процессе эволюции животного мира


Тема 7. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ

Развитие психики живых организмов происходило параллельно с эволюцией, т.е. филогенезом(от греч. phyle – «род» и genesis – «происхождение»).
Филогенез – изменение форм органического мира в процессе эволюции.

Согласно теории А.Н.Леонтьева психика человека представляет собой результат эволюционного развития. В общем смысле психика – функция особым образом организованной материи, нервной ткани. По мере усложнения нервной системы усложняется и ее функция – происходит постепенное усложнение взаимодействия животного со средой.

 

Этапы развития психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев)

1. Первый этап называется стадией элементарной сенсорной психики («сенсус» – ощущение). Животные, находящиеся на этой стадии, не способны воспринимать мир во всем его многообразии в силу неразвитости нервной системы. Они способны реагировать лишь на отдельные свойства объектов, имеющие для них жизненно важное значение. Так, например, паук из всего многообразия внешних воздействий способен реагировать лишь на вибрацию паутины, что обусловливает и характер его активности. Он активен только тогда, когда улавливает вибрацию. На данной стадии развития психики находятся простейшие, кольчатые черви, моллюски и некоторые другие беспозвоночные.

2. Второй этап называется стадией перцептивной психики (перцепция восприятие). Животные, находящиеся на этой стадии, способны создавать целостный образ воспринимаемых объектов. Также важной характеристикой перцептивной психики является возможность накапливать личный опыт. Деятельность таких животных также усложняется: они уже способны активно добывать пищу, ориентируясь в поисках ее на множество различных сигналов из окружающего мира. На данной стадии развития психики находятся рыбы, некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски), насекомые. На высшем уровне перцептивной психики, для которого характерны элементарные формы мышления, способность к научению, находятся птицы и некоторые млекопитающие.

3. Третий этап называется стадией интеллекта. Развитие нервной системы таких животных обеспечивает им возможность установления мысленных связей между различными объектами действительности и, как следствие, приводит к делению деятельности, прежде слитой в один процесс, на две фазы – фазу подготовления (на этой фазе животные изменяют ситуацию, чтобы получить желаемое, а не просто пользуются теми условиями, которые предоставляет им природа) и фазу осуществления (получение желаемого). Например, обезьяна не может достать банан, лежащий перед клеткой, просто вытянув руку. После небольшого замешательства обезьяна вдруг схватила одну из палок, лежащих в клетке, просунула руку с палкой между прутьями и подтянула банан. Отсутствие простого перебора вариантов свидетельствует о том, что обезьяна вначале совершает это действие "в уме", а потом уже – в действительности. На данной стадии развития психики находятся обезьяны, собаки, дельфины.

4. Четвертый этап развития психики – сознание человека. Для него характерно единство высших психических функций человека.