Первичная социализация.


Человек как общественное существо приобретает личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми. Становление личности есть процесс социализации индивида. Он состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности и осуществляется в конкретно-исторических условиях жизни. Социализация связана с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности.

Факторы социализации личности делят на макро, меза и микрофакторы.

1. Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей: стране, государстве, обществе, культуре.

2. Мезафакторы – детерминанты социализации индивида, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины: этносе, региональных условиях, типе поселения, средствах массовой коммуникации.

3. Микрофакторы – детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах: семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении.

Универсальные механизмы социализации:

1.Традиционный представляет собой усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

2.Институциональный действует в процессе взаимодействия человека с различными общественными организациями.

3.Стилизованный действует в рамках субкультуры. Субкультура – комплекс ценностей, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя.

4.Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия субъекта со значимыми для него лицами. Это психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, учителя, друзья, коллеги и т.д.

5.Рефлексивный механизм связан с внутренним диалогом, в котором человек оценивает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, сверстникам т т.д.

Стадии социализации личности:

Первая стадия – адаптационная. От рождения до подросткового периода человек не критически усваивает социальный опыт, адаптируясь к среде.

Вторая стадия – индивидуализационная. У человека появляется потребность выделить себя среди окружающих людей.

Третья стадия – интеграционная. Индивид стремиться найти свое место в жизни и в социальной группе. Эта стадия проходит успешно, если его свойства принимаются группой, обществом.

Четвертая стадия – трудовая. Она охватывает весь период зрелости человека.

Пятая стадия – послетрудовая – охватывает пожилой возраст, когда социальный опыт передается последующим поколениям.

Ведущие феномены социализации: усвоение стереотипов поведения, социальных обычаев и ценностных ориентаций.

Основные институты социализации: семья, школьные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и средние специальные учебные заведения, трудовой коллектив.

Социально-психологические механизмы социализации:

- идентификация – отождествление индивида с отдельными группами или людьми, позволяющие осваивать свойственные им нормы и модели поведения;

- подражание – сознательное и бессознательное повторение человеком опыта других людей, их манер, движений, поступков;

- внушение – процесс неосознанного воспроизведение индивидом мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует;

- социальная фацилитация – стимулирующие влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате чего их деятельность протекает интенсивнее;

- конформность – податливость влиянию группы и стремление приспособить сове поведение ее требованию.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Аитов Н.А. Основы социологии. Алматы,1997.
  2. Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. – Алматы: Казак университеті
  3. Бергер П. Приглашение в социологию.М.,1996.
  4. Габдуллина К.Г., и др., Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 1997.
  5. Гидденс Э. Социология. Челябинск, 1990.
  6. Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х томах. –М.: Наука, 2000.
  7. ЖаназароваЗ.Ж. Социология семьи. – Алматы. 2001
  8. Мацковский М.С. Социология семьи. М.,1989.
  9. Фролов С. Социология: сотрудничество и конфликты. М.,1997.
  10. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.