Социологические теории циклических изменений.


Цикличность в динамике этнических систем, связи этой дина­мики с ландшафтными изменениями были прослежены оригиналь­ным отечественным ученым Л.Н.Гумилевым. Основа изменений, или, как формулирует автор, пусковой момент этногенеза — пассионарный толчок (от passio — страсть). Пассионарии — это люди, имеющие не просто способности, но такой запал, который толкает их на жертвенное служение идеалу, реальному или мнимому. Пассионариями были Александр Македонский, Наполеон, Жанна д'Арк. "Пассионарии, — писал Л. Н. Гумилев, — обречены. Но если бы они всегда погибали, не успев ничего сделать, то мы до сих пор приносили бы в жертву младенцев, убивали стариков, пожирали тела убитых врагов, колдовством пытались извести друзей и родных. Не было бы ни пирамид, ни Пантеона, ни "открытия" Америки, формулировки закона тяготения и полетов в космос".

Логика волнового характера истории человечества продемонст­рирована Э. Тоффлером в его работе "Третья волна". Он выделяет три стадии: аграрная, индустриальная и информационная. В основе этой динамики — технический прогресс, изменения в техносфере, к которой Э. Тоффлер относит энергетическую базу, производство и распределение. Он также фиксирует ускоряющееся развитие: первая волна потребовала тысячелетий, чтобы изжить саму себя. Вторая волна — роет промышленной цивилизации — заняла всего лишь 300 лет. Сегодня история обнаруживает еще большее ускорение, и вполне вероятно, что Третья волна пронесется через историю и завершится в течение нескольких десятилетий.

Описание динамических процессов в культуре дано Ю.М.Лотманом в книге "Культура и взрыв", где он подчеркивает, что культура живет между двух полюсов — непрерывностью, как осмыс­ленной предсказуемостью, и непредсказуемостью, взрывом: "Новое в технике — реализация ожидаемого, новое в науке и искусстве — осуществление неожиданного". Уничтожение одного полюса при­вело бы к исчезновению другого. "Динамические процессы в куль­туре строятся как своеобразные колебания маятника между состоянием взрыва и состоянием организации, реализующей себя в постепенных процессах..."

Продолжателем идеи цикличности в современной отечествен­ной науке является Ю.Яковец, понимающий под историческим циклом время от революционного переворота, знаменующего рожде­ние новой исторической системы, до следующего переворота, когда утверждается очередная система.

Вслед за предшественниками он показывает волнообразно-спи­ралевидный характер хода истории: маятник описывает траекторию, подобную спирали. Никогда не оказываясь дважды в одной и той же точке, маятник совершает во многом сходные по фазам колеба­ния, где повторяются подобные исторические ситуации, но каждый раз в конкретно-неповторимой форме. Ю. Яковец выделяет 5 фаз развития цивилизации.

1. Зарождение, формирование исходных элементов в недрах предыдущего строя — долгий латентный период, когда происходит внутриутробное развитие еще не проявившей себя на исторической сцене цивилизации; это ее предыстория.

2. Становление — период от появления на этой сцене заявившего о себе социальными потрясениями новорожденного общества до формирования основных его элементов. Это и есть начало истории родившейся цивилизации, время ее детства и юности, стремитель­ного роста, активного натиска, смелых надежд и обещаний всеоб­щего блага.

3. Зрелость, господство данной цивилизации, в полной мере реализующей свой человеческий, экономический, технологиче­ский, социально-политический, познавательно-культурный потен­циал и в то же время обнаруживающей свойственные ей противоречия, пределы возможностей.

4. Упадок, одряхление отживающей свое историческое время, но все еще могучей, господствующей, отчаянно борющейся за продле­ние своего века цивилизации. У нее есть все основания для тревоги, ибо в ее чреве уже зачато будущее общество, оно берет на себя все больше жизненных соков, заявляет о себе все настойчивее и в конце концов ниспровергает отжившую цивилизацию, постепенно, шаг за шагом преодолевая сопротивление бастионов уходящего обще­ственного строя. Это одновременно период становления следующей цивилизации.

5. Реликтовый период, когда в отдельных периферийных регионах остаются осколки ушедшей в прошлое цивилизации — как свет давно угасших звезд, но они уже не делают погоды, представляя собой живой музей и полигон для историков, антропологов, этно­графов — подобно заброшенным в джунглях первобытным племе­нам, обнаруженным в XIX или даже в XX веке, но быстро теряющим первобытную чистоту и адаптирующимся к господствующей циви­лизации — как это происходило с индейскими племенами в Север­ной и Южной Америке, аборигенами в Австралии и Новой Зеландии, древними народами Крайнего Севера Европы и Азии.

Цикличность смены аналитического и синтетического типов информационных процессов в культуре прослеживается в концепции информационного подхода (С.Ю. Маслов, Ю.М. Лотман, В.М. Пет­ров). Исследования показали периодическую смену лево-полушар-ного и право-полушарного типа познавательных предпочтений во многих видах деятельности: архитектуре, музыке живописи, лите­ратуре. И такой режим попеременного доминирования то синтетических (эмоциональных, интуитивных), то аналитических (рацио­нальных) процессов наиболее эффективен для развития и нормаль­ного функционирования культуры?