Вопрос № 1. Планирование мероприятий по надзору в органах, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области ГО и ЗЧС.
Лекция № 5.
Организация государственного контроля (надзора) в области ГО и ЗЧС.
Деятельность должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок объектов надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разрабатываемыми в центральном аппарате МЧС России, региональных центрах МЧС России и территориальных органах МЧС России, а также в соответствии с личными планами-графиками работы должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны (приложение 6), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (приложение 7), составляемыми ежемесячно с учетом их должностных обязанностей.
В тех случаях, когда одно и тоже должностное лицо, уполномочено осуществлять государственный надзор и в области гражданской обороны, и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, личный план-график работы такого должностного лица может составляться единым.
В ежегодных планах проведения плановых проверок объектов надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций указываются следующие сведения:
- наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
- цель и основание проведения каждой плановой проверки;
- дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
- наименование органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
Утвержденные руководителем структурного подразделения органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ежегодные планы проведения плановых проверок доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций направляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Планируемые мероприятия разрабатываются на основе анализа состояния гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), органах местного самоуправления, в организациях с учетом решений вышестоящих должностных лиц, органов осуществляющих государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
При планировании мероприятий по надзору на объектах надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций учитываются результаты проведения независимой оценки рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, за исключением территорий, отнесенных к группе по гражданской обороне, организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, а также организаций, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны, другие объекты и имущество гражданской обороны.
В случае получения положительных оценок проведения таких оценок рисков, мероприятия по надзору в отношении объектов надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не планируются.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности.
Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.
В органах, осуществляющих государственный контроль (надзор), ведется учет объектов надзора, по информации, запрашиваемой ежегодно в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Учет объектов осуществляется путем ведения журналов учета объектов надзора и контрольно-наблюдательных дел по объектам надзора в области гражданской обороны (приложение № 8), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (приложение № 9).
Допускается ведение журналов учета объектов в порядке, установленном законодательством в электронном виде при условии сохранения дубликата информации на магнитном носителе и ежегодной архивацией на бумажном носителе. Срок ведения журналов – 10 лет.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ежемесячно составляют личные планы-графики осуществления государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утверждаемые их непосредственными начальниками.
Личный план-график хранится три года.
В планы и личные планы могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется постановкой на учет новых объектов надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, созданием, ликвидацией, преобразованием юридических лиц, результатами анализа состояния гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, указаниями вышестоящих органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и другими обстоятельствами.
На мероприятия по надзору, проводимые должностными лицами, указанными в п.п. 1.5 – 1.6 настоящих методических рекомендаций, должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: подготовка (ознакомление с документами по объекту надзора, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение мероприятия по надзору; оформление результатов мероприятия по надзору, и жалоб на решения должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; прием граждан, связанный с проведением мероприятий по надзору.
Результаты надзорной деятельности должны ежеквартально анализироваться в органах, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, для последующего их использования в государственном регулировании, совершенствования организации и осуществления государственного контроля (надзора) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Анализ результатов деятельности органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.
Вопрос № 2. Проведение плановых мероприятий по надзору органами, осу-ществляющими государственный контроль (надзор) в области ГО и ЗЧС.
Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом, разрабатываемым органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Плановые мероприятия по надзору на объектах надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся на основании распоряжений о проведении мероприятий по надзору в области гражданской обороны (приложение 10), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (приложение 11) начальника (заместителя начальника) органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В тех случаях, когда объект надзора одновременно является объектом надзора и в области гражданской обороны и в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций распоряжение о проведении мероприятий по надзору в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может оформляться единым.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.
В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при проведении плановой проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки.
При осуществлении планового мероприятия по надзору в области гражданской обороны проверяется выполнение установленных требований по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение 12), в том числе:
- по обучению населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 приложения 12);
- по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 2 приложения 12);
- по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (п. 3 приложения 12);
- по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты (п. 4 приложения 12);
- по проведению мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки (п. 5 приложения 12);
- по проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 6 приложения 12);
- по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер (п. 7 приложения 12);
- по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 8 приложения 12);
- по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (п. 9 приложения 12);
- по обеззараживанию населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий (п. 10 приложения 12);
- по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 11 приложения 12);
- по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время (п. 12 приложения 12);
- по срочному захоронению трупов в военное время (п. 13 приложения 12);
- по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (п. 14 приложения 12);
- по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (п. 15 приложения 12).
При осуществлении планового мероприятия по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проверяется выполнение установленных требований (приложение 13), в том числе:
- требования к федеральным органам исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 1 приложения 13);
- требования к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 2 приложения 13);
- требования к органам местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 3 приложения 13);
- требования к организациям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 4 приложения 13);
- требования к созданию финансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (п. 5 приложения 13);
- требования к локальным системам оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов (п. 6 приложения 13);
- требования к содержанию средств радиационной и химической защиты (п. 7 приложения 13);
- требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (п. 8 приложения 13);
- требования к комплектованию медицинскими средствами защиты (п. 9 приложения 13);
Должностное лицо органа, осуществляющего государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций производит запись о проведенном мероприятии по надзору в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.