Комбинированные разновидности
При совершенствовании навыков или физических качеств
Методы в структуре «круговой тренировки»
В структуре освоения двигательных действий применяются два основных подхода (схема ) — без расчленения на составные элементы и с расчленением. В первом случае движения выполняются и разучиваются в составе целостной структуры, как правило, это несложные двигательные действия. Во втором — действия подразделяются на основные элементы и осваиваются поочередно. Хотя в последующем они все равно сводятся в целостное действие.
При разучивании двигательных действий, как в целом, так и с расчленением, обычно вводят ряд вспомогательных приемов: ориентирование по модели, облегчение внешних условий и т.д. Широко используются подводящие упражнения.
При формировании физических качеств (схема ) методы избирательно-направленного упражнения совершенствуют те или иные физические свойства организма (качества, способности). Для примера — упражнение на развитие выносливости, силы, быстроты и т.д. При этом может быть и наиболее мелкое дробление — на развитие мышц ног. рук и т.д. Методы сопряженного упражнения наряду с развитием физических качеств совершенствуют и двигательные навыки посредством многократного повторения элементов целостного или расчлененного двигательного действия.
Методы стандартно-повторного упражнения (схема ) отличаются повторным выполнением заданных движений без сколь ни будь существенных изменений их структуры или степени нагрузки на те или иные физические качества. Преимущество данных методов заключается в объективном контроле за количеством повторений и степенью получения нагрузки.
Методы вариативного (переменного) упражнения. Основная сущность — изменение по ходу выполнения воздействующих факторов (темпа движений, амплитуды, скорости передвижения и др.). Данные методы широко используются на стадии закрепления двигательных действий, как одного из способов стабильности выполнения или возможности манипулировать (проявлять) физические способности в условиях меняющихся внешних факторов (передвижение по пересеченной местности, ведение единоборств в пассивной и активной схватке и т.д.).
Методы в режиме непрерывной (равномерные методы) нагрузки характеризуются слитностью воздействия, организованную таким образом, что задаваемая нагрузка не прерывается интервалами отдыха, отдых предоставляется после окончания всей нагрузки.
Методы переменного упражнения связаны с длительным непрерывным выполнением упражнений, как правило циклического характера, но с переменной скоростью или темпом движений, тем самым достигается высокая степень воздействия, ее интенсификация.
Методы упражнения в режиме интервальной нагрузки характеризуются заранее обусловленным чередованием нагрузки отдыха. При этом степень нагрузки используется предельная или околопредельная, а чередование с интервалами отдыха дает возможность повторять данный вид работы многократно.
Комбинированные методы упражнения предусматривают сочетание различных вариантов методов с целью предания занятию большей эмоциональности и на этом фоне получения значительных физических нагрузок.
Метод “круговой тренировки” (схема ) в последнее время нашел достаточно высокую степень применения. Преимущество данного метода заключается в возможности дозирования нагрузок, при этом избирательно воздействуя на многие показатели физической подготовленности человека. Сущность метода заключается в использовании различных физических упражнений на определенных местах занятий (станциях) с последующей их сменой, как правило, по “кругу”.
Игровой и соревновательный методы.Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий, предполагающая возможно полное упорядочение действий занимающихся и условий их выполнения. В определенном отношении не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, реализуемая в игровом и соревновательном методах.
Игровой метод. Возникнув на ранних этапах истории и, развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей — в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т.д. Одна из главных функций игры – педагогическая. Игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Игровой метод необязательно связан с игрой как непосредственной формой (футбол, волейбол и т.д.). Он может быть применен на материалах любых физических упражнений, при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
Основные черты метода:
— Сюжетно-ролевая основа, деятельность организуется на основе условного сюжета (правила).
— Отсутствие жесткой регламентации действий, широкие возможности для самостоятельного проявления творчества. В ходе игры, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно, отсюда характер действий в игре строится на самостоятельном выборе и конструировании целесообразных вариантов, широкое проявление самостоятельности, инициативы, находчивости и других личных качеств.
— Моделирование межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства, при этом возникают и разрешаются игровые конфликты. При этом формируется ряд этических качеств личности.
— Усложнение и приобретение особых форм в реализации заранее намеченной программы действий и нормирования воздействия на организм занимающихся.
Основная направленность игрового метода — комплексное совершенствование двигательной деятельности в усложненных условиях.
Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в соревновании (соперничестве) как составной части общей организации занятий, стимулирующей интерес и активизирующий деятельность при выполнении отдельных упражнений, во втором — в качестве отдельной самостоятельной формы организации занятий, подчиненных соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официально-спортивные и т.д.).
Основная черта — конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.
Преимущество — особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитания физических, волевых и моральных качеств, совершенствования умений, навыков, формирования способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать наивысшему их развитию.