Коллекции эпохи Просвещения.


 

Италия – феномен непотизма – покровительство папами своих родственников.

-художественные собрания с целью социального престижа

- полуприватный, полупубличный характер,

- виллы Боргезе(племян Павл V), степендиаты академий копир произв искусства, распр по Территор Европ- рост популярн собрания. Коллекция -200 скульптур, 400 –живописи. Приватное собрание становиться местом обучения.

-вилла Людовизи

 

- практика развески картин покрывающая стену целиком. Наибол ценные экспонаты располаг в центре.

- собран картин разнообразн по стилю, и отдельн произведения значения не имели, важен был весь художественный комплекс, и использовавались скорее для декорации стен.

- размещении – плоскостное , без наклона, в несколько рядов – от пола до потолка – Шпалерная развеска – первая продуманная огранизация произведений искусства.

-галлерея Колонна – по обе стороны – окна.

 

В XVII веке в Риме – открытие Капитолийского музея(1734 КлименXII)

– 1-ый публичн музей гор Рима, принадлеж Риму

- основа –античн скульптура, после крупн собран живопис

 

ПиоКлементийского музея в Ватикане – строит в 1774 инициат Климент XIV

-в центре – Бельведерск дворик, вокруг него достроено, присторили к Ватиканскому дворцу

- типичн черты буд музея – бол лестница, ротонда, длинные залы( по типу античн галлерей)

 

вилла Альвани (непот) – частное учреждение , но не закрытого типа, кардинал Алесандр Альвани

-1760-е гг постороен - собран скульптуры осуществлен в тематическом порядке

- Иоган Винкельман – расстановка и хранение – возрожден интерес к классич стилю в Европе

 

Общие цели – ситуац в Риме на рубеж17-18 веков – рост раскопок в Риме – в 3 раза. Реставрация – из осколков скульптур воссоздан. Вывоз предметов за границу в связи с ростом художествен рынка. Папа –право первенства на приобретен археологич находок.

Папы приобреиают коллекции нескольких итал аристократ семейств(экономич кризис – распродажи) +(феномен непотизма исчезает)

 

Медичи – завещала все свои собрании нов правит вел г- реорганизац коллекц

-Уффици –только произвед искусства, отдельно естествонаучн экспонат

- произведения расположены по художественным школам. Не столько воспитание вкуса, сколько обучение.

 

Франция –созд академии живописи и скульптуры

Людовик XIII кард Ришелье (завещал свой дворец Людовику 13),

Мазарини – приобрет картин Карл 1 Стюарта

Людовик XIV жан Батист Кольбер – особенно много для создан франц коллекций. В основн из италии

- значение – представительсвкое – демонстрация мощи короля

- появление дидактических функций – открыто для публики - посещение художниками, обучение в форме копирование

- недостаток – коллекции рассредоточены,

1682 – перенос двора в Версаль, мог бы стать сосредоточением коллекции

Людовик XVI – организация двора в Люксенбургском дворце – перенос наиб значит картин

- доступны 2 дня в неделю, после дворец закрыт на реставрацию, для переселения брата короля –Антуана.

- т.е. была идея и поддержана королевской власти

- Анживие (министр) – предложен под музей Лувр – галерею вдоль Сены, хранитель – худ Робер.

-новшество – верхнее освещение, перегородки из кирпича

Вел Фран Рев –

 

Империя Габсбургов – новый метод организации композиции

Иосиф II – дворец Бельведер, Мехель – упорядочить собрание 1779г

1678 – Мехель сост каталог галереи в Дюссельдорфе собрания Виттельсбахов

- отказ от шпалерного(коврового ) метода расположения картин – декоративный

- распределено по двум школам – Нидерландскую, Итальянскую, и выделил отдельный зал под одного художника(монографический зал) –Рубенса

- принцип рационального размещения – согласно художественным школам, в хронологическом порядке.

- помещение картин в новые рамы, в основном картины располагаются в один ряд –«академический ряд»

- строго отобраны

- расположен не только по национальным, но и по региональным школам(в италии – болонья,рим…)

- подробно систематизированная информация – хранилище зримой истории искусства

-отсюда осн функцией произведения искусства – дидактическая, потом – эстетическая.

- рациональный, просветительский музей, но ещё не музей публичный – 3 раз /нед, требов к посетителям.

 

Как следствие распространение идей просвещения. Полное развитие получит только в эпоху Вел Фран Рев.

В основном музеи – универсальные .

Появлен сознания что коллекции и музеи – это общественное достояние. Концепт Наследия. В эпоху Вел Фр Револ – наследия национального.