Узкоколейная ж/д дорога Н.Тагил – Висимо-Утка


План-конспект похода на г. Дыроватик

 

Маршрут: Лагерь – п. Черноисточинск – г. Дыроватик. С 10.00 до 17.00

Цель: закрепление туристических навыков поведения в походе, ориентации на маршруте и знакомство геоморфологическим памятником г. Дыроватик;

Этапы:

1. Лагерь – бывшая ж/д ст. Черноисточинск (около 6 км.) – 1 час.

2. Осмотр ст. Черноисточинск и бывшей узкоколейки – 10 мин.

3. ж/д ст. Черноисточинск – г. Дыроватик (2,5 км.) – 50 мин.

4. Привал. Осмотр вершины и Верхнего прудка – 2,5 часа.

5. Возвращение в лагерь – 2 часа.

Объекты наблюдения:ст. УЖД п. Черноисточинск, место ж/д полотна УЖД, г. Дыроватик, Верхние прудки,

Длина сданной в эксплуатацию в 1895 году узкоколейной дороги составляла 19 километров, но за два последующих года к ней нарастили еще 45. Возили по ней и грузы, и людей — 8 станций и 13 остановочных пунктов (после революции сделали ветку до поселка Уралец). Ж/Д пересекала географическую границу Европы и Азии; являлась одной из старейших в России. Там лежали рельсы с клеймом демидовского завода. Она - немой свидетель 300-летней истории металлургии Урала. В 70-е годы по узкоколейной железной дороге перевозилось до 30 000 пассажиров ежегодно. Хотели продлить дорогу до реки Чусовая. До 90-х годов ж/д являлась основным средством сообщения. По состоянию на май 1998 года, пассажирский поезд «Кедун-Быково - Висимо-Уткинск» курсировал ежедневно, в составе поезда было 5 вагонов.

Но в конце 90-х пассажирское движение было прекращено, а пути, начинавшиеся чуть ли не из центра города, разобраны до станции Гальяновская. В 2002 г. разобрали рельсы на участке Урал – В.Уткинск.

В 2006 г. здесь велись съёмки фильма «Собиратель дорог», посвящённого истории и современному состоянию узкоколейной железной дороги. Руководители ВГОка предоставили для съёмок тепловоз ТУ7А-3239, была совершена поездка по всему сохранявшемуся на тот момент участку - от Гальяновской до станции Дуниты. Осенью 2007 года очередной владелец этой дороги — Соловьевогорский рудник — решил полностью демонтировать пути. Работы велись круглосуточно.

 
 

 

 


Пассажирские перевозки на тот момент были нерентабельны. На один прогон тепловоза до В.Утки требовалось 230 кг. дизельного топлива + зарплата работником и техническое обслуживание подвижного состава. Помещение станции Черноисточинск включало кассы и зал ожидания на 100 мест.

Примечательно, что раньше участок перегона "К.-Быково - Гальяновская" проходил по кривой между двумя карьерами. Сейчас местами можно обнаружить заросшие по бокам насыпи ж\д полотна, которого уже нет.

Некий предприниматель Иванов получил в собственность старую демидовскую узкоколейную дорогу и разобрал ее на металлолом. А Росселю очень хотелось эту дорогу восстановить (благо она ведет прямо к горе Белой), пустить по ней паровозик и катать счастливых тагильчан. И вот эту идиллию разрушил какой-то делец.

- Вот сфотографируйте его, пожалуйста, повесьте здесь в музее и напишите большими буквами: «ИДИОТ», - попросил губернатор. – Идиот! Я был поражен просто, когда узнал.

Город Нижний Тагил является родиной российских железных дорог, железная дорога появилась здесь в 1834 году, на 3 года раньше Царскосельской железной дороги. Выглядит странно, что в некоторых городах (Казань, Кемерово, Новосибирск) "с нуля" строятся детские железные дороги, на что тратятся огромные средства. Однако "ненужные" узкоколейные железные дороги не используются для создания детских железных дорог.