Коллекции эпохи Просвещения


Феномен коллекционирование распр по Европе

Франциск I – итал войны, создан резиденц Фонтебло - ител художники, гуманисты, побор статуй, картин,

«Новый Рим» - зал для ванн следуя итал примеру терм

Максимилиан I, дочь –Маргарита Автсрийская(наместница в Нидерландах) –

Испанск коллекс Габсбургов- АльКасар, Эскориал – Филипп II.

Автсрия- замок Амброс – коллекц портрет Габсбург и правителей Европы. Коллекц оружия знаменит воителей

Прага –Рудольф II, замок на Градчанах.

 

Осн черты европейских коллекций они – универсальны, нет тематических

- для всех собраний характерна замкнутая организация пространства.

- осн структурным принципом коллекц являлся принцип символический – микрокосм отражающий вселенную.

- собрания остаются частными, хотя зачастую достаточно хорошо открытые.

- художественные произведения ещё объектом коллекционирования не являются

 

- идеи прогресса основанные на вере в силу разума.

- музейное дело как характерная черта эпохи. При приоритете естествознания.

- Исаак Ньютон осн закон оптик и механики, аналитич геометр -насущн требован экономики .

- Джон Локк –философ. Человек –есть продукт совей среды.

- переход от представления о мире как статичном объекте, к миру постоянно меняющемуся.

- идея выявления неких универсальных законов руководящих деятельностью человека. Идея упорядоченности.

- утилитаризм, как ведущее направление общественной мысли – согласование интересов личных и общественных.

 

Первая функция музея в это время – дидактическая. Цель – популяризация прогресса.

Форма - открытые частные собрания, состоящие из научных образцов, естественнонаучных инструментов.

Формирование ценных коллекции и покровительство искусствам – как форма репрезентации власти.

Обоснование необходимости включения в процесс обучения реальных объектов. Музей+ лаборатория. Учебн коллекц.

 

Вытеснен понят студьоло термином кабинет – с XVII века сочетан каб с садом, объединен нескольк помещен

Распростр специализированных кабинетов, связ со специализацией дисциплин.

Мюнц кабинеты –монета как исторический источник .

Всё чаще кабинет не только место занятий, но и средство самоутверждения. Т.е. приобретает публичное значение.

В отличие от студьоло – в кабинете были окна. Важность проблемы освещения. Использ зеркал – увелич прос-ва. С тойже целью – изображен пейзажей по стенам.

Версаль – Зеркальная галерея.

Голландия –зеркальные кабинеты с произведен Восточн искусства – фарфор, лак. Тематика, воссоздание облика чужой культуры. Значение для самоидентификации самой Европы.

 

Нач XIX века кабинеты нач выходить из моды. Меблировка станов более простой и функциональн. Место для занятий.

 

Антиквары (виртуозы) – знатоки античного , исследователи, ценители.

В отличии от гуманистов, кот интересовались больше письменными памятниками, антиквары интересуются др материальными предметами – развалины, произв искусства, монеты… и не только античн, но и национального прошлого.

Интерес смещается с письменных источников к вещественным, как более объективным источникам(особенно археологический).

 

В XVIII появл необходимость создания организационных структур антикваров – обво дилетантов в Лондоне, Римск клуб

 

Понятие Знаток – появл в Итал как антоним понятию – профессионал – тот кто разбирается в предмете, хотя сам может и не создаёт. Различить копию от оригинала, подлинность вещи.

 

В Европе формируется художественный рынок.

Флоренция - 1601 г список художников, запрещённых к вывозу за пределы Флоренции.

- создан мастерской по изгот копий наибол значит произведен искуссва хранящ в коллекц Медици, для подарков Европейск правителям.

Фдандрия, Голландия – аукционы по продаже художественных произведений.

 

Гранд –тур – форма инициации по завершению образования. Для 18 века – терр Италии.

- появление профессиональных экскурсоводов , занимающихся посредничеством по родаже произведений искусства. Чичероне.

 

Появление 1744 Сотбис, 1766 Кристи - аукционные дома по продаже произведений искусства.

По территории Европы всё более активно перемещаются художественные ценности.