Феномен частного коллекционирования – римская эпоха.
Музейон созданный на средства частных лиц, царём.
Столица царства Селевкидов – Антиохия . Марон – завещал создание музея, библиотеки, - царю.
Образец скорее всего не Александрийский, а Аристолелевский, ликейский.
Музейон как частный семейный храм . – пример Музеойн на о.Фера. осн Эпиктета. III в.д.н.э.
Завещание на мраморн плите – устав заведения.
Всю специфику Музейона объединяли функции
1 предполагалось, что М должен возбуждать некую активность(особая эстетическая среда)
2 при каждом М проводились соревнования( как демонстрация добытой активности
3 сохранение особой исторической памяти через элементы предметной среды
4 функция передачи накопленного опыта последующим поколениям, осуществляющаяся посредством обучения
При этом коллекционирование осуществлялось и вне формы Музейона.
Первыми собраниями коллекций являлись древние храмы. Не только хранение вотивных предметы, но и списки, учёт. При изъятии пришедших в негодность предметов их либо переплавляли, либо захоранивали.
Служители демонстрируя предметы снабжали их комментариями
Пинокотеки – сам знаменит – Афмнск акрополе, лев крыле пропилейй.
Др крупн собрание в Стое Пойкиле – собрание пенак(картин) , пинос – сосна.
Общее достояние всех граждан. Не частные коллекции
Там же хранились военные трофеи.
Индивидуального коллекционирования эта эпоха ещё не знает.
Зарождение феномена частного коллекционирования связан с именами Птолемеев, и Атталидов.
По указу Птолемеев изымались книги, а владельцам возвращались копии.
Атталиды – статуи и картины, после падения Коринфа римляне устроили распродажу храмовых ценностей
- попытка создать репрезентативную коллекцию всего греческого искусства – снимали копии.
Осн мотивацией – повышение престижа, и здесь это скорее как элемент гос политики
Нач 3 вднэ – знакомство римлян с греческой культурой. В ходе триумфа несут не только скот, но и знамёна, произведения искусства.
После триумфа - - в храмы, общественные здания
Со2 вднэ постройки светского характера, предназначенные для трофеев - произведений искусства. Первый – портик Метелла.
Начало частного коллекционирования – личные трофеи. Верес (Сицилия) – страстн коллекционирование, речь Цицерона о злоупотреблении. Марк Антоний – продажа Коринфский бронз.
Осн мотивация – повышение социального престижа – культурный, экономический статус.
Формируется прослойка ценителей и знатоков искусства. Кружок Публий Корнелия Сципиона мл(покирит Коринфа)
Одновременно формируется рынок произведений искусства, возникает ажиотажный спрос на них.
Как следствие – массово стали появляться римские копии греческий прославленных образцов
- и формировании соответственно подделок, а для их распознания понадобились профессионалы для распознания.
Собирались кроме скульптур -геммы, сосуды,бронзы, пинотеки.
Особое внимание уделяется расположению, освещению коллекции.
В этот же время раздаётся первый призыв к экспроприации художетсвенных ценностей (агриппа). Н ов это время многие собрания были вполне доступны широкому кругу желающих. – портик Помпея, храм Венеры прародитеоьницы – геммы
Система охраны коллекций – должности цензоров (учёт культовой утвари, посвятительных даров)
Эдилы – надзор за общественные постройками. Наём служителей.
В эпоху империи – кураторы – один – храмы, другой – светские учреждения
Христианство Константин – куратор статуй.
Эти произведения искусства принимали участие и в праздниках( массовые динамические представления) – перенесении предметов. Представление о том, что предмет обладает харизмой, и хранение в сакральном месте
Постепенно – характер театрализованный.
Будучи перенесёнными они не изолировались от игровой , зрелищной сферы – Дионис, пан Афиней- корабль к акрополю.
В Риме в ходе триумфа – демонстрация предметов искусства.
Новой страницей протомузейных форм в традиции частного коллекционирования оказывается средневековье.