Феномен частного коллекционирования – римская эпоха.


Музейон созданный на средства частных лиц, царём.

Столица царства Селевкидов – Антиохия . Марон – завещал создание музея, библиотеки, - царю.

Образец скорее всего не Александрийский, а Аристолелевский, ликейский.

 

Музейон как частный семейный храм . – пример Музеойн на о.Фера. осн Эпиктета. III в.д.н.э.

Завещание на мраморн плите – устав заведения.

 

Всю специфику Музейона объединяли функции

1 предполагалось, что М должен возбуждать некую активность(особая эстетическая среда)

2 при каждом М проводились соревнования( как демонстрация добытой активности

3 сохранение особой исторической памяти через элементы предметной среды

4 функция передачи накопленного опыта последующим поколениям, осуществляющаяся посредством обучения

 

При этом коллекционирование осуществлялось и вне формы Музейона.

Первыми собраниями коллекций являлись древние храмы. Не только хранение вотивных предметы, но и списки, учёт. При изъятии пришедших в негодность предметов их либо переплавляли, либо захоранивали.

Служители демонстрируя предметы снабжали их комментариями

 

Пинокотеки – сам знаменит – Афмнск акрополе, лев крыле пропилейй.

Др крупн собрание в Стое Пойкиле – собрание пенак(картин) , пинос – сосна.

Общее достояние всех граждан. Не частные коллекции

Там же хранились военные трофеи.

 

Индивидуального коллекционирования эта эпоха ещё не знает.

Зарождение феномена частного коллекционирования связан с именами Птолемеев, и Атталидов.

По указу Птолемеев изымались книги, а владельцам возвращались копии.

Атталиды – статуи и картины, после падения Коринфа римляне устроили распродажу храмовых ценностей

- попытка создать репрезентативную коллекцию всего греческого искусства – снимали копии.

Осн мотивацией – повышение престижа, и здесь это скорее как элемент гос политики

 

Нач 3 вднэ – знакомство римлян с греческой культурой. В ходе триумфа несут не только скот, но и знамёна, произведения искусства.

После триумфа - - в храмы, общественные здания

Со2 вднэ постройки светского характера, предназначенные для трофеев - произведений искусства. Первый – портик Метелла.

Начало частного коллекционирования – личные трофеи. Верес (Сицилия) – страстн коллекционирование, речь Цицерона о злоупотреблении. Марк Антоний – продажа Коринфский бронз.

Осн мотивация – повышение социального престижа – культурный, экономический статус.

Формируется прослойка ценителей и знатоков искусства. Кружок Публий Корнелия Сципиона мл(покирит Коринфа)

Одновременно формируется рынок произведений искусства, возникает ажиотажный спрос на них.

Как следствие – массово стали появляться римские копии греческий прославленных образцов

- и формировании соответственно подделок, а для их распознания понадобились профессионалы для распознания.

Собирались кроме скульптур -геммы, сосуды,бронзы, пинотеки.

Особое внимание уделяется расположению, освещению коллекции.

В этот же время раздаётся первый призыв к экспроприации художетсвенных ценностей (агриппа). Н ов это время многие собрания были вполне доступны широкому кругу желающих. – портик Помпея, храм Венеры прародитеоьницы – геммы

 

Система охраны коллекций – должности цензоров (учёт культовой утвари, посвятительных даров)

Эдилы – надзор за общественные постройками. Наём служителей.

В эпоху империи – кураторы – один – храмы, другой – светские учреждения

Христианство Константин – куратор статуй.

 

 

Эти произведения искусства принимали участие и в праздниках( массовые динамические представления) – перенесении предметов. Представление о том, что предмет обладает харизмой, и хранение в сакральном месте

Постепенно – характер театрализованный.

Будучи перенесёнными они не изолировались от игровой , зрелищной сферы – Дионис, пан Афиней- корабль к акрополю.

В Риме в ходе триумфа – демонстрация предметов искусства.

 

Новой страницей протомузейных форм в традиции частного коллекционирования оказывается средневековье.