Исторически сложившиеся модели создания музеев


История музейного дела

 

Музей(опр ИКОМ) – постоянное учреждение(отличие от частной коллекции),

основной задачей которого является сохранение наследия, т.е некоммерческое учреждение(в отличие от картинной галереи).

Также служащее делу общества и его развитию( т.е музей не сам по себе )

Доступное широкой публики (при опрделённых условиях – входная плата, часы работы) – концепт публичности.

Занимающееся приобретением, хранением, исследованием и популяризацией результатов исследовании, экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания.

Для исследования(углубления знаний), образования(расширение знаний), и культурного удовольствия.

 

Осн музейный принцип – стремление человека изъят определённые предметы реального мира и сохранить от разрушения. Причём данный принцип может существовать независимо от того существует ли такой социокультурный феномен как музей, или нет. Т.е может реализовываться в различных формах.

 

1) Коллекционная – феномен собирательства. Сохранённые предметы передаёт информацию – генетически недетерминирована по Неуступному, ноосфера по Вернадскому.

Собирательство переходит в формирование коллекций. Дворец(сокровищница), Собор(ризница), кроме своих основных своих функций., выполняют ещё и функцию собирательную. Потом становиться общедоступн.

2) Филантропическая .Владелец коллекции передаёт эту коллекцию какому то учреждению с тем, чтобы она стала доступна всем. Метрополитен(клуб объединённой лиги Нью-Йорка, Третьяковка, Мома(музей современного искусства Манхеттен)

3) Революционная. По декрету новой власти. Общее - отобраны у старых владельцев. Вел Франц революция Лувр 1793 музей естественной истории., России нач ХХв – музеи пригородных дворцов.

4) Коммерческая. Организация музея . Британский музей 1753- по решен парламенту, закупка коллекция Слоуэна.

 

 

Теория возникновения музеев. (откуда вообще берётся желание собирать и сохранять)

1) Субъективно – эстетическая. Реализации врождённой потребности. Эстетические потребности.

2) Биологическая. Инстинкт коллекционирования. Когда то для человека собирательство было жизненно необходимым, и сохраняется поныне на неком подсознательном уровне в виде пережитка по Тейлору.

3) Филологическая (Этимологическая). Происхождение слова музей – от античного Музеона, как образец для повторения. Хотя и не объясняет создание самого Музеона.

4) Социальная. Вон в ХХв. Как потребность общества в сохранении и использовании материальных объектов. С помощью этих предметов создаётся некая мифология, объединяющая этих людей. Отражение специфического отношения человека к действительности.

 

Феномен коллекционирования – сбор коллекций почти всегда предшествует созданию музея.

Утилитарный характер складов эпохи палеолита. Запасы пищи, оружия. Но например - Олдувай- кусочки охры. осколки костей, со следами насечек. Позже факт сохранения пещеры в пещере Ени – кусочки раковин, полипов – необычной формы, цвета.

 

Чем же коллекция отличается от простого собрания предметов.

- предметы входящие в состав коллекции утрачивают своё утилитарное значение. Они изымаются

- предметы сост коллекц должны быть защищены

- иметь определённую ценность

- используется определённым образом – осмотр, спец организация пространства, условий.

 

Коллекция(опр) - набор артефактов, содержащихся вне сферы утилитарной деятельности, подвергаются специальному попечения и предоставляются для осмотра.

 

Сходство с музеем – одинаковая мотивация создания коллекции. Сама же мотивация зависит от исторически – социальных условий.