Со стороны участия в этом процессе волевой регуляции


Виды воображения

Процесс создания образов воображения

Агглютинация(от латинского аglutinare - «склеивание»). Является наиболее элементарной формой синтеза новых образов. Это создание образа путем сочетания качеств, свойств или частей, взятых из разных предметов. Например, сказочные образы русалки - наполовину женщины, наполовину рыбы, кентавра - наполовину мужнины, и наполовину коня, в техническом творчестве - троллейбуса - соединения черт трамвая и автомобиля, танка-амфибии, объединяющего качества танка и лодки, и т.п.
Аналогия Суть этого приема состоит в том, что новый образ похож на реально существующий предмет, но в нем проектируетсяпринципиально новая модель явления или факта. Например: по принципу аналогии возникла новая отрасль инженерного дела - бионика.Она выделяет некоторые свойства живых организмов, которые становятся основополагающими в конструировании новых технических систем. Так было создано много разнообразных устройств - локатор, "электронный глаз" и т.п.
Акцентирова-ние Состоит вумышленном усилении в предмете определенных признаков, которые становятся доминирующими на фоне других. Например: рисуя дружеский щарж или карикатуру, художник находит в характере или внешности человека что-то неповторимое, свойственное только ему и делает ударение на этом, используя средства художественного выражения.
Преувеличение (или уменьшение) характеристик предмета Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги (Никита Кожемяка, Котигорошек).
создание типичных образов Самый сложный способ создания образов воображения. Требует длительной творческой работы. Например: художник создает эскизы, писатель - варианты произведения. Так, при создании картины "Явление Христа народу" художник Иванов сделал около 200 эскизов. Творчество Гёте: поэт считал, что чем больше типов вмещает «в себе» художник, писатель, тем достовернее его творчество, достовернее его результат.
Непроизвольное Это такое воображение, когда в основе создания новых образов не лежит специальная цель. Например: читая художественную или историческую литературу, человек невольно становится наблюдателем реальных картин, рождающихся в его голове под влиянием прочитанного. Тесно связано с чувствами человека. Примером непроизвольного возникновения образов воображения являются сновидения.
Произвольное Направляется специальной целью создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий. Включение произвольного воображения в процесс познания обусловлено потребностью сознательной регуляции построения образа в соответствии с заданием и характером выполняемой деятельности. Произвольное создание образов имеет место, главным образом, в творческой деятельности человека.