Краткая история макроэкономики


Микроэкономика и макроэкономика

Проблемы, связанные с изучением макроэкономики

Макроэкономика на сегодняшний день не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации, к которой вы собираетесь применить ту или иную теорию.

Все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование: в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне.

Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Заметим, что агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа).

В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее.

Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.

 

Þ Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (то есть, к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.

Þ Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия (требует вмешательства государства в форме стабилизационной политики).

Þ В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Неоклассические теории: асимметричность информации и ожидания экономических агентов.

Þ Неокейнсианское направление на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей.

 

 

Вопросы по теме:

1. Что изучает макроэкономика? В чем отличие макроэкономики от микроэкономики?

2. Как возникла макроэкономика?

3. Какие школы сложились в макроэкономике и как они эволюционировали?

4. Назовите несколько ключевых переменных, исследование которых занимается макроэкономика.

5. Какие рынки рассматривают в макроэкономике?


Лекция 2. Счета национального дохода