Хронологическая карта занятия
Лекция № 48
Межнациональные отношения в годы войны
В годы Великой Отечественной войны еще более усилился процссс интернационализации в жизни народов. Шла массовая миграция населения, была перебазирована на восток целая промышленная держава:
Республика приняла более 532 тыс. эвакуированных.
Особым вниманием были окружены воспитанники 149 детских домов и 16 интернатов московских школ.
В практике межнациональных отношений проводились такие преступные акции режима, как:
1. насильственное переселение целых народов.
2. создание трудовых колоний с элементами принудительности.
Всего в Казахстане в 1937-1944 гг. нашли вторую родину более 1 млн. 209 тысяч депортированного населения, а вместе с эвакуированными – около 1 млн. 740 тыс. человек.
Тема: Казахстан в послевоенные годы 1945-1950
Форма занятия: теоретическое.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Тип занятия: комбинированный урок.
План урока:
1.Общественно-политическая жизнь республики.
2. Экономическая жизнь Казахстана в послевоенные годы.
3. Социальное положение трудящихся.
4. Развитие культуры.
Цели занятия:
Образовательная -обеспечить усвоение учащимися усвоить общественно – политическую, экономическую жизнь Казахстана в послевоенные годы.
Развивающая- продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.
Воспитательная- способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.
После изучения темы учащиеся должны:
-иметь представление о Казахстане в послевоенные годы (1945-1950).
- знать о перестройки экономики на мирный лад, основные задачи пятилетки, успехах промышленности, политических репрессиях и идеологической борьбы в области культуры..
- уметьанализировать полученную информацию и делать выводы
№ п/п | Этапы занятия | Планирование | Время (мин) |
1. | Организационный момент. | Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. | 1 мин. |
2. | Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. | Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. | З мин. |
З. | Объяснение нового материала. | Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). | 70 мин. |
4. | Закрепление материала. | Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). | 7мин. |
5. | Обобщение, систематизация, выводы | Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. | 4мин. |
6. | Объяснение домашнего задания. | Рекомендации по выполнению домашнего задания. | 2 мин. |
7. | Заключительная часть. | Приведение в порядок рабочее место | 1 мин. |
1. Общественно-политическая жизнь республики.
Жесткая командно-административная система, восторжествовавшая, к середине 20-х годов продолжала действовать и в 40-50-е отрицательные явления, присущие для политической системы:
• подавление свободы человека, игнорироание его прав;
• отчуждение людей труда от средств производства;
Основные звенья политической системы:
1 .Коммунистическая партия – ведущая руководящая сила;
• Советское государство;
• Профессиональные союзы;
• Комсомол;
• Кооперативы;
• Общественные организации.
Послевоенные планы развития советского общества органически вписывались в сталинскую антидемократическую, тоталитарную модель социализма. Идеология сталинизма в 40-х 50-х гг. достигла своего апогея:
• Записанный в документах XVIII с ВКП(б) в 1939 г., тезис о том, что по завершения строительства социализма с будет переходить к построению коммунистического общества, после окончания Oотечественной войны продолжался теоретически разрабатываться.
• В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР в докладе Председателя Госплана СССР Н.А.Вознесенского о четвертом пятилетнем плане это положение было объявлено руководящей партийной установкой.
• Положение о построении коммунизма рубежу 60-х годов, нашло отражение проекте третьей программы партии в 1948 г.
Дальнейшее теоретическое обоснован такой программы было изложено И. Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Выдвинутый работе тезис о том, что товарно-денежных отношения между городом и деревней обозримом будущем должны быть заменен прямым продуктообменом, как одно из условий перехода к коммунизму, поддержан был XIX съездом партии.
Преступления сталинщины.
Поддержанию идеологическом напряженности в огромной мер способствовала теоретическая установка о сохранении и обострении массовой борьбы по мере укреплении и развития социализма как внутри Советского государства, так и на международной арене. Инспирированные кампании против «врагов народа», «врагов социализма» были фактически непрерывными:
•Сталинские репрессии продолжались и в послевоенный период, охватив множество бывших пленных — солдат и офицеров Советской Армии. Среди многих «разоблачений» фигурировало так называемое «ленинградское дело», «дело врачей» и т. п. Любые аварии и катастрофы, нередко случавшиеся на производстве в силу низкой квалификации работников, также объяснялись действиями «врагов народа».
• Насильственное переселение народов - одна из самых трагических страниц прошлого нашей страны.
• В годы Великой Отечественной войны из родных мест были переселены в Казахстан - немцы, поляки, калмыки, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, турки-месхетинцы, крымские татары, болгары, греки, курды, литовцы, эстонцы, а с Дальнего Востока - корейцы.
• По данным III Управления народного комиссариата госбезопасности СССР на октябрь 1946 г. на спецпоселении находилось 2463940 человек, из них мужчин - 655674, женщин - 829084, детей до 16 лет - 979182. Больше всех их находилось в Казахстане - 890698 чел.
• Ссылки. Вслед за семьями отправляли в ссылку и солдат - вчерашних защитников Родины; многие семьи оказались разлученными надолго или навсегда. В эти тяжелые дни шахский народ, люди различных национальностей, населявшие республику, показали свои лучшие человеческие и интернационалистские качества. А прибывшие тут же включались в работу и оказывали большую помощь Казахстану.
• Казахстан - край лагерей. Другим преступлением сталинщины было сооружение на территории Казахстана целой системы исправительных учреждений-лагерей - Степлаг, Карлаг (Карагандинский лагерь), АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины), где отсиживали свой срок тысячи людей.
Например, мать и сестра М. Тухачевского, семья Гамарника, жена и дочь Т.Рыскулова, жены Т.Жургенова, С.Ходжанова и многие другие.