ЖИВОПИСЬ


1. Обмирщениеискусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов.

2. В иконописив первой половине века господствовали два худо­жественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведе­ний этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых).

Годуновский стиль характеризуется ориентацией на традиции рублевско-дионисиевской эпохи, строгое следование канону.

Строгановская школа — это искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминирует эстетическое начало. Его основные черты: тщательное мелкое письмо, тонкий виртуозный рисунок, изы­сканность и богатство орнаментации, полихромный колорит, исполь­зование золота и серебра. Одним из наиболее знаменитых художников строгановской школы был Прокопий Чирин.

В середине века наметилось слияние строгановского и годунов-ского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усилились чер­ты своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федорович Ушаков (1626—1686). Его произведения (фресковые росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают в себе традиционные приемы живописи и нова­торские искания, их отличают глубина перспективы, объемность. Наи­более известная работа Ушакова — икона «Троица» (хранится в Русском музее). Учениками Ушакова были Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатъев, К. Уланов.

3. После окончательного освобождения страны от интервентов по­надобилось восстановить поврежденные или полностью разрушенные в годы Смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописив XVII в. Фре­ски этого периода необычайно декоративны. Они сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль жи­вописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских масте­ров артели Гурия Никитина (наиболее известна роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Пред­течи в Толчкове).

4. Уже в последней четверти XVI в. в России зародился жанр порт­ретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами(от лат. регзопа — личность). Вплоть до конца столетия техника художников была аналогична иконописной — писали на до­сках, яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте. Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной манере (изображения царя Федора Ивано­вича и князя М. В. Скопина-Шуйского). Более поздние парсуны харак­теризуются не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемно­стью, естественными пропорциями человеческого тела (портреты ца-рей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л. К. Нарышкина, Г. П. Годунова и другие).