ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С КРЫМОМ И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИЕЙ
1. Русско-турецкая война1677—1681 гг. Воссоединение с Россией части Украины вызвало противодействие Крымского ханства и стоявшей за его спиной Османской империи, которые и развязали против России войну. Русско-украинским войскам в 1677 г. удалось отстоять стратегически важную крепость Чигирин, осажденную превосходящими силами противника. Упорное сопротивление России заставило ослабевшую к этому времени Порту подписать в 1681 г. в Бахчисарае 20-летнее перемирие с Россией, по которому признавались ее приобретения, а земли между Днепром и Бугом объявлялись нейтральными.
2вропейские страны перед лицом османской экспансии пытались объединить свои усилия. В 1684 г. была создана Священная лига— коалиция в составе Австрии, Польши и Венеции, рассчитывавшая и на поддержку России. Именно эта заинтересованность подтолкнула Польшу на подписание «Вечного мира» и отказ от Киева, что привело к прорыву дипломатической изоляции России и ее сближению с Польшей, способствовавшему затем решению основной внешнеполитической задачи — обеспечению выхода к морю.
3. Новая война.Взяв на себя обязательства по отношению к Священной лиге, московское правительство разорвало перемирие и в 1686 г. объявило войну Порте. Но попытки. В. Голицына в 1687'и 1689гг. овладеть Крымом закончились неудачей, хотя и помогли союзникам на западном фронте.
Менее напряженно для страны происходило продвижение на восток. В течение XVII в. русские землепроходцы продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого океана. По мере продвижения они создавали опорные пункты: Красноярский острог, Братский острог, Якутский острог, Иркутское зимовье и т. д. С местного населения, вошедшего в состав России, собирали ясак — меховой налог.
Одновременно началась крестьянская колонизация пахотных земель Южной Сибири. К концу XVII в. русское население региона составляло 150 тыс. человек.
КУЛЬТУРА ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
1. Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью.
2. Изживала себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение — «Новыйлетописец», в котором излагаются события от смерти Ивана Грозного до окончания «смутного времени» и доказываются права династии Романовых на царский престол.
3. На основе развития жанра житийной литературы появились произведения с чертами автобиографии. Первым таким произведением в русской литературе можно назвать «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
4. Новые черты приобретала историческая повесть. Утрачивались церковные элементы, героями становились обычные люди, описывались реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.)- Многие произведения рассказывали о событиях «смутного времени»: «Сказание» Авраамия Палицы-на, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др.
5. Появились новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.
• Родоначальником русской драматургии и поэзии считают белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С. Е. Петровско-го-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке — «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». С его же именем связано и распространение в русской литературе силлабического стихосложения. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», воспевающих Российское государство и его правителей.
В первой половине XVII в. широкое распространение получила демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения широких народных масс. Знаменитые «Повесть 0 Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок («Сказание о куре и лисице»).
* К демократической сатире близка бытовая повесть, отражав-Шая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, из-К1енения, которые происходили в их быте, мировоззрении. «Повесть оСавве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии» описывают купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей.
• В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил», автором которого считают С. Медведева.
• Монах К. Истомин написал книгу энциклопедического содержания «Полис».
6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая развитие общественно-политической мысли. Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремились обосновать законность власти Михаила Романова.
Под влиянием бурных социальных процесов «смутного времени» зарождается оппозиционная публицистика. Хорват по происхождению Юрий Крижанич в своем основном сочинении «Думы политичны», написанном во время тобольской ссылки, исходя из идеи «общего блага» и экономической целесообразности, проповедует социальный мир и смягчение угнетения. Сходные идеи высказывает в своих сочинениях и С. Полоцкий, видевший цель самодержавного правления в установлении «равноправного суда» монарха над всеми подданными.
7Все большую популярность приобретала переводная литература, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках «Великоезерцало» и «Римские деяния». Переводились также рыцарские романы, бытовые новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора. Наибольшую популярность получили «Повесть о Бове королевиче» (устная сказка, в основе которой лежит французский рыцарский роман), «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде» (переведена с польского), «Повесть о ЕрусланеЛазаревиче» (попадав Россию с Востока через казачью среду) и многие другие.
8. В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика — события Смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках («Разбойничий дуван») и о Степане Разине {«Смерть Разина»). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений.