Последствия.


Содержание реформ.

Было произведено изменение церковных обрядов и богослу­жебных книг в соответствии с новейшими греческими образцами. Эти образцы в течение веков претерпели изменения (изменилась даже фор­ма крестного знамения), в то время как русская церковь сохранила об-ряды в том виде, в каком получила их из Византии.

Креститься было велено не двумя пальцами, как раньше, а тремя; иным стало прочтение символа веры; имя Христа стало писаться «Иисус», а не «Исус», как требовала традиция; предписывались иконы греческого образца; введен был четырехконечный крест, считавшийся Ранее «латинским». Произошла реформа церковно-славянского языка, 3Менились лексика, грамматика, ударения.

• Стремясь превратить Россию в землю обетованную, Никон начал на р. Истре строительство Воскресенского монастыря (по названию храма Воскресения в Иерусалиме) — Нового Иерусалима, который должен был стать духовным центром мирового православия.

Отношение государства и церкви.Никон, считая, что «священ­ство выше царства», стал в 1652—1658 гг. фактическим соправителем государя. По всем вопросам, обсуждавшимся Боярской думой, сначала докладывали патриарху. Эти меры оказались временными и после сме­щения Никона остались в прошлом, но некоторые уступки светская власть делала и позже. В 1667 г. был отменен светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 г. упразднен Монастырский приказ.

• Одновременно происходило быстрое экономическое укрепле­ние церкви. Строились новые монастыри, к которым приписывались многие села.

Реформа укрепила церковную иерархию и централизацию церкви.

• Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствовавшую критическому отношению к традиции, восп­риятию новаций, что стало психологической предпосылкой глобаль­ных преобразований Петра I.

• Реформа, суд над Никоном стали прологом ликвидации патри­аршества и полного подчинения церкви государству.

• Одним из духовных последствий реформы и раскола стала де­формация идеи «Москва третий Рим». Долгое время символ «третьего Рима» был двойственен и содержал в себе образ Иерусали­ма — центра святости и языческого Рима — политической и культур­ной столицы мира. В XVI в. Москва одновременно притязала как на особую святость, так и на политическое могущество. В результате рас­кола идея Нового Иерусалима, являвшаяся одним из стержней русской истории и культуры, ушла в подсознание общества. Вторую часть идеи подхватил Петр I, созидавший «Великую Россию» с новым политиче­ским центром — Санкт-Петербургом, возводимом по образу импер­ского Рима.

5. Старообрядчествоявилось одним из наиболее сложных и про­тиворечивых последствий реформы, раскола общества и церкви. По не­которым данным больше трети православного населения осталось в старой вере.

Характер староверия. «Раскол» представлял собой религиоз­но-психологическое явление, содержащее в себе в той или иной мере и социально-политические компоненты. Появление старообрядчества было вызвано не религиозным формализмом «темных масс», а тем, что, не отделяя обряд от догмата, народ увидел в реформе покушение на ве­ру отцов. Старая вера отождествлялась им с идеей Святой Руси, с на­деждой обрести «Правду» — социальную справедливость, воплотить идею «Москва — третий Рим», а главное — спасти бессмертную душу Л попасть в Царствие Небесное. В результате реформы, по словам рус­ского философа Н. А. Бердяева, «в народе проснулось подозрение, что Православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной вере. Государственной властью и высшей церковной иерар­хией овладел антихрист».

В условиях общественного кризиса второй половины XVII в. обост­рились ожидания скорого конца света, что объясняло как поведение ранних старообрядцев, так и соединение в этом движении столь разных по своим интересам и мироощущению социальных групп.

Борьба с «новинами». Идейные вожди старообрядчества И. Не­ронов, протопоп Аввакум и другие призвали к отказу от новшеств Ни­кона и церковных властей, «предавшихся дьяволу», к борьбе за православные традиции и «истинную веру». При этом религиозное со­держание проявлялось и в социально-политических протестах. Ревни­тели «старой веры» шли к

С. Разину, подняли восстание в Соловецком монастыре в 16681676 гг.

Многие бежали из мира, «захваченного антихристом». Бегство принимало разные формы — от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири, массовую базу которого составили именно старооб­рядцы, до добровольных самосожжений целыми общинами (в гарях конца XVII в., по официальным данным, погибло не менее 20 тыс. че­ловек).

Новые тенденции в духовной жизни староверов. Но речь шла не только о сохранении старого. В преддверии Нового времени, в новых условиях духовного кризиса российского общества старообрядчество обрело некоторые социально-психологические черты, нехарактерные Для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, за­ступника перед Богом, повысилась роль нравственности каждого из ве-Рующих как носителя внутреннего идеала. Старообрядцы остро почувствовали личную ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духов-ная жизнь интенсифицировалась. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою внутреннюю веру, что положительно влияло на их мо­ральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудо-

любию, честности и пр. Эти тенденции были характерны не только д.^ России, в ту эпоху они проявлялись и в европейской Реформации, несо­поставимой со староверием в религиозном смысле.

Не случайно, именно старообрядчество в конце XVIII — первой половине XIX в. сделало исключительно много для развития русского предпринимательства. Основатели крупнейших династий русских промышленников и купцов — Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Третьяковы, Щукины и пр. — принадлежали к старообрядцам.