Начало опричнины.


Бедствия страны. Непосредственному переходу к опричнине предшествовал ряд тяжелых поражений русских войск, а также бегство князя Андрея Курбского в Литву, вызванное ожиданиями опалы (апрель 1564 г.). Кроме того, страну поразил неурожай, а Москва испытала 4 пожара. Военные неудачи и бедствия воспринимались как Божие на­казание за грехи, в первую очередь, правящего слоя.

Две грамоты. В декабре 1564 г. царь неожиданно покинул столи­цу, забрав казну, библиотеку, символы власти и наиболее ценные ико­ны. В сопровождении лично преданного ему окружения он поехал в длександрову слободу, откуда в январе 1565 г. послал две грамоты. В одной он обвинил бояр, детей боярских, приказных людей в измене, казнокрадстве, насилии над народом и заявил о своем решении оста­вить царствование. В другой грамоте, обращенной к посадским людям, он объявлял, что зла на них не держит.

Условия царя. Бояре, оказавшись один на один с разгневанным народом, вынуждены были послать к царю делегацию и принять все его требования. Главными условиями стали:

— разделение страны на земщину с прежней Боярской думой и приказами и опричнину со своей Думой, приказами-избами (на мона­стырский лад — «кельями»), войском;

—право царя полностью и бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом людей, которых он «волен казнить и миловать» без суда и следствия, как в земщине, так и в опричнине;

— предоставление 100 тыс. руб. на «обустройство» опричнины. 4. Опричники. Опричник, приносивший царю клятву на верность

(символами их преданности были метла и собачья голова, прикреп­лявшиеся к седлу и означавшие борьбу с изменой), обязывался не об­щаться с земскими, которые воспринимались как принадлежавшие к иному, как бы несуществующему миру. Это во многом объясняет край­нюю жестокость и зверства расправ опричников над земскими людьми.

Социальный состав опричного двора был крайне неоднород­ным. Он не отличался от социального состава земщины. В опричное войско входили и представители знати — князья (Сицкий, Одоевский, Хованский, Трубецкие и др.) и бояре, и худородные дети боярские, и иностранные авантюристы. Зачастую в опричнину насильно записыва­ли служилых людей определенных уездов.

Психология опричного войска. Опричников объединяла предан­ность царю, отречение от родителей и принятых норм поведения, что согласно религиозным представлениям эпохи означало разрыв с хри­стианским миром, переход на службу к дьяволу. Не случайно князь Курбский в своих посланиях Ивану Грозному, обыгрывая понятие «оп­ричники» («опричь» — кроме), называл людей, перешедших на служ­бу к царю, «кромешниками», иными словами, «воинами кромешной тьмы», т. е. ада. Опричники, осознавая, что они «продали душу» ради того, чтобы приблизившись к трону, получить власть и богатства, «на­слаждались жизнью» на этом свете, пьянствовали, развратничали, уби­вали, ожидая страшные кары на Божьем суде. Но при этом царь и его

опричники оправдывали свои преступления великой целью, считая что с помощью террора они смогут возвести «царство Божие» на земле обратить людей к истине, чтобы они познали, по словам Ивана Грозно­го, единого Бога, отказались от междоусобных браней и преступной жизни, подрывающих царство.

5. «Смысл» опричнины.Основное содержание этой политики сводилось к насилию, с помощью которого опричники во главе со сво­им «игуменом» надеялись искоренить грех непослушания власти и да­же греховную природу человека. Но в силу того, что человек в их представлении был греховен от рождения, то даже не совершив ничего противоправного, он оказывался виновным. Вот почему опричники не утруждали себя поиском каких-либо свидетельств обвинения, казнили как по подозрению, так и по наговору представителей всех сословий. Притом чаще всего страдали люди честные и порядочные, имевшие собственное мнение и личное достоинство.

Таким образом, социально-политический смысл опричнины тесно переплетался с религиозными представлениями людей той эпохи. Власть с помощью жестокого террора, принимавшего зачастую ирра­циональные формы, стремилась, с одной стороны, компенсировать свою слабость и неэффективность, а с другой — парализовать волю на­селения к сопротивлению, вселить ужас в души людей, заставить их безропотно ей подчиняться.

6. Первый этап опричнины.На протяжении своей истории поли­тика опричнины видоизменялась.

Проблема разделения страны и переселения. По указу Ивана Грозного «взятые в опричнину» получали земли на опричной террито­рии (Центр, театр военных действий Ливонской войны и прифронтовая зона, а также Поморье и северные земли с черносошным крестьянст­вом, платившим подати не феодалу, а непосредствено в государствен­ную казну). Те же, кто оказался «земским», должны были оставить свои имения в опричнине и получить соответствующие земли в «земщине». Такое переселение было по сложности аналогично серьезной аграрной реформе и, фактически, не было реализовано.

Начало террора. Вначале он была направлен против суздаль­ской княжеской группировки, в том числе Шуйских (некоторые из них, впрочем, были взяты в опричнину), которая была выселена со своих зе­мель, что подорвало ее экономическое и политическое могущество. За­тем репрессии усилились. На верхи московского боярства и на многих дворян обрушились казни. В 1568 г. опричники расправились с людьми боярина И. П. Федорова, а сам он был заколот царем. В этом же году оказался смещен со своего поста, а затем убит митрополит Филипп, осуждавший опричный террор. В 1569 г. удельного князя, двоюродно­го брата царя Владимира Старицкого обвинили в «заговоре с целью от­равления» и стремлении самому взойти на трон. По приказу Ивана IV его заставили вместе с женой и дочерью принять яд, окружение князя 0дВерглось казням. В целом же большинство погибших в стране со­ставили посадские, крестьяне и холопы.

Кульминация опричнины. В начале 1570г. царь возглавил кара­тельную экспедицию против Новгорода, якобы изменившего царю. Погром, унесший жизни более 10 тыс. человек, привел и к ликвидации остатков вольного духа Великого Новгорода.

Террор усиливался, но успеха он не приносил. Иван Грозный обви­нил в измене верхушку опричнины. В июле 1570 г. страшные казни про­катились по Москве. Обвиненных, а среди них были и представители высшей приказной бюрократии, руководства опричного войска, броса­ли в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали. Убива­ли их жен и детей. Жертвами террора оказались и те, кто стоял у истоков опричнины — отец и сын Басмановы, князь Вяземский и др. Опрични­ну возглавили настоящие палачи — Малюта Скуратов (Г. Л. Вель­ский) и Василий Грязной, получившие чин думных дворян.

Отмена опричнины. В /577 г. царь не сумел организовать обо­рону Москвы от набега крымского ханаДевлет-Гирея. Опричное вой­ско, выродившееся в банду грабителей и убийц, оказалось неспособным противостоять внешнему врагу. Хан поджег столицу. Го­род сгорел весь. Это напугало царя, который даже готовился бежать из страны. В 7572 г. перед угрозой нового нашествия татар Иван IV вы­нужден был отказаться от раздела страны и войска, что дало возмож­ность земскому воеводе князю М. Воротынскому разбить татар в битве у с. Молоди. Запрещено было даже произносить слово «опрични­на» — нарушителю грозило наказание кнутом.

7. Второй («скрытый») период опричной политики.Многие ис­торики считают, что на этом политика опричнины прекратилась. Одна­ко ликвидация разделения страны и войска, возвращение части конфискованных земель не привели к прекращению террора. Опричная политика продолжалась, но в других формах до самой смерти царя.

Более того, в 1575 г. Иван IV «возвел» на царский престол своего ставленника татарского служилого хана Симеона Бекбулатовича, а сам стал удельным князем «Иванцом Московским», сохраняя при этом власть над всей страной в своих руках. Это мнимое отречение ему пона­добилось для того, чтобы, не возрождая опричнины, расправиться со своими бывшими соратниками, входившими в состав опричной думы. Кроме того, возможно, суеверный Иван Грозный поверил предсказани­ям, согласно которым царь якобы должен был умереть в наступившем году. В 1576 г. он вернул себе царский трон, но его бывший удел стали называть двором, а вся территория страны и люди вновь, но не так жест­ко, оказались разделенными на земских и дворовых.