Предпосылки опричнины.


ПОЛИТИКА ОПРИЧНИНЫ

1. Общая характеристика политики опричнины.Политика оп­ричнины, вылившаяся в массовый террор, который обрушился на раз­личные слои русского общества, вызывала и до сих пор вызывает недоумение у исследователей.

Одни историки видят в опричнине проявление психической ненормальности царя, Другие считают ее закономерной и прогрессивной по своему характеру. Широкое рас­пространение получила концепция С. Ф. Платонова, характеризовавшего опричнину как аграрный переворот, вызванный борьбой «прогрессивного поместного землевладения» с «реакционным боярским». Марксистская историография развила эту точку зрения, при­дав ей классовую направленность. В 30—40-е годы личность и деятельность Ивана IV всячески идеализировалась (вспомните фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный»), так как служила историческим и моральным обоснованием сталинских репрессий.

• Разрыв Ивана IV с политикой реформ и его стремление к неогра­ниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, остатки удельной системы, моральный ав­торитет церкви, слабость государственного центрального аппарата и пр.

Ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов тыла, увеличение налоговых по­ступлений. Однако система местного управления, сложившаяся после земской реформы, общая слабость центральных органов управления не позволяли обычными методами обеспечивать военные нужды.

Стремление власти спасти свой авторитет, для чего неуда­чи в войне стали объясняться предательством и кознями бояр.

Религиозные представления царя и народа, психологическая атмосфера, сложившаяся в обществе. Иван IV все более верил в свое бо-гоподобие и богоизбранность, а к населению относился как к холопам, которых он «волен жаловать или казнить». Эти взгляды усиливались настроениями народа, ожидавшего от царя воплощения в жизнь идеала «Святой Руси». Царь сомневался в возможности воплотить этот идеал по всей стране, разочаровавшись в значительной части населения и, в том числе, в боярстве, недостойном жить в «царстве справедливости». В результате Иван IV решил воплотить эсхатологическую мечту толь­ко для избранных, т. е. для тех, кто был предан лично ему и готов выпол­нить любую его волю. О религиозном характере опричнины свидетельствуют и такие факты, как организация опричников, создан­ная по типу монашеского братства во главе с игуменом, т. е. самим ца­рем, театрализованные казни, напоминавшие наказание грешников в аду и т. п.

Личные качества царя: его крайняя мнительность, жестокость, трусость и слабоволие, сочетавшиеся с умом, начитанностью, само­мнением и верой в божественную природу своей власти. Смерть первой жены, а затем митрополита Макария, устранение деятелей Избранной рады, т. е. людей, в определенной степени сдерживавших проявление его необузданного характера, усилило влияние его противоречивой личности на ход событий российской истории в XVI в.