АРХИТЕКТУРА
ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Возрождение русской культуры с конца XIV в.
• Высокий уровень русской культуры способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Она не только выстояла под давлением чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя ее достижения. Успехи хозяйственного объединения русских земель и первая победа над монголо-татарскими захватчиками способствовали возрождению русской культуры.
• Куликовская битва 1380 г. и более поздние победы над татаро-монголами способствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо-татарскими завоеваниями связей с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода.
• Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политический и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усилились тенденции Формирования единой общенациональной культуры.
• После завоевания в 1453 г. турками Константинополя Русь становится
оплотом мирового православия. В конце XV в. в «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы было впервые сформулировано Оставление об истории как смене мировых царств и о Москве как новом центре мирового христианства, «новом граде Константина». Это способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс культурному развитию.
1. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества.Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одно из самых известных произведений этого периода — «Сказание о невидимом граде Китеже» — легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.
2. Летописаниене утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII — начале XIV в. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра.
• В этот период летописание имело свои особенности.
Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XTV—XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания.
•Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. — общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы.
3. Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести.В них рассказывал ось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 13 80 г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина».
Многие из названных исторических повестей нередко относят к произведениям устного народного творчества, что обусловлено их народно-поэтической основой и общностью тематики.
4. Расцвет житийной литературытого времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.
Житийная литература в этот период представлена жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.
5. Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях — «хождения».В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра — светские хождения, наиболее яркий ее образец — записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии.
6. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов— своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен першйрусскийхронограф, в котором история Руси представлена в связи с Всемирной историей.
Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начался в конце, XIV — начале XV в.
· Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство, стала Тверь,где уже в 1285—1290 гг. был воздвижен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.
2. Новгород и Псковменьше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе.
• Культовое строительство. Используя архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства бояр и купцов десятки небольших храмов. Старые черты сочетались с новыми творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличавшемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках второй половины XIV в: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине в Новгороде. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (начало XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лишены украшений.
• Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство. В 1302 г. в Новгороде был заложег каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера совместно с немецкими построили Грановитую палату \ (1433). В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове.
3. Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школаскладывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.
• Как и в предыдущий период, основным направлением в архитектуре было культовое строительство. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества первой половины XV в. являются: Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода, Троицкий coбор Троице-Сергиевой Лавры, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
• Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на Боровицком холме были построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами (не сохр.). Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV — начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.
Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.