Политическая Модернизация в РБ


Главные принципы нашей гос политики: планомерность, последовательность, преемственность. Сильная, эффективная гос власть, политич стабильность в нашей стране - важнейшие условия гос курса на развитие нац экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. Планомерность гос курса находит свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала. За годы созидательной практики сложилась белорусская модель соц-экономич развития, кот сочетает преимущества рыночного хоз-ва с эффективной соц защитой. Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы. Белорусская эконом модель содержит в себе элементы преемственности в использовании гос институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность. Преемственность в политике - важнейший принцип рук-ва страны. В стране создана эффективная президентская власть, кот не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать. В соц сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа соц справедливости без отказа от накопленного опыта. Планомерность гос курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента РБ по соц поддержке одаренных учащихся и студентов.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, кот острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость соц инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению гос соц стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение соц стандартов направлено на то, чтобы уровень соц защиты гарантированно улучшался. В основе гос курса заложена верность историч памяти народа - Победе в ВОВ. Руководства страны решило ввести в учебных заведениях курс «ВОВ советского народа».Глава гос-ва проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, кот могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы. Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств.

 

31. Политическая деятельность: понятие, субъекты, формы, способы, виды.

 

Под пол. деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти. Термин "пол. деятельность" нередко связывается с гос. органами, пол. элитами, пол. партиями, пол. лидерами. Цели, кот ставят перед собой субъекты пол. деят-ти различны. Они могут быть направлены на укрепление пол. системы, её реформирование или разрушение.

Пол. деят-ть реализуется в практических действиях, направленных на реал-цию пол. целей, выполнение пол. программ. Эти действия осуществляются в опр. формах. Обычно выделяют две формы пол. действия — мирную (ненасильственную) и насильственную.

Важнейшим мирным пол. действием явл. реформация кот. понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя..

К мирным способам пол. действия примыкает конформизм, т.е. приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конформистов слабы собственные позиции.

К мирной, ненасильственной форме пол.действия можно отнести парламентские способы и методы решения пол. проблем, например путем внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, проведения выборов.Наиболее характерными насильственными действиями явл война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм.

Война — это вооруженная борьба м/у гос-ами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской,- или межнациональной (межэтнической).

Революция — это качественное изменение в развитии природы, об-ва и познания (например, геологическая, культурная, социальная). Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя.

Диктатура — система пол. господства, неограниченная власть группы, личности. Диктатура есть и особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы.

Одним из экстремистских (крайних) способов пол. действия является террор. Террор — расправа с пол противниками насильственными способами (убийство, нанесение тяжелых увечий). Помимо убийств используются шантаж, захват заложников, взрывы транспортных средств, зданий и др.

Органы гос-ва и др. субъекты политики используют разнообразные виды регулятивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при этом различные средства политического воздействия: СМИ и пропаганды, пол. науки, , лит-ру и иск-во, тесно взаимодействующие с гос. органами партии и другие общественные организации, а также судебную систему, органы охраны общественного порядка и госбезопасности, армию и др

 

32. Политическое участие.

Политическое участие (ПУ)

ПУ – действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на гос политику или на выбор пол лидеров. ПУ в отличие от пол деятельности имеет лишь одного субъекта – личность. ПУ бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. При авторитарном и тоталитарном режимах оно вынужденное или принудительное, при демократическом – свободное и сознательное. Формы ПУ на Западе и в нашей стране: 1) осуществление власти или противодействие ее осуществлению (н-р, участие – деятельность представительных органов; противодействие – гражданское неповиновение, саботаж) 2) деятельность формальных общественных организаций (партии, молодежн пол организации) 3) деятельность неформальных организаций (народный фронт) 4) выборы, референдумы 5) публичные манифестации пол взглядов, собрания, ТВ Наиболее распространенная форма участия – чтение пол периодики, прослушивание и просмотр передач с обсуждением. Пол бездействие может проявляться в: 1) неучастии в пол деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (в заброшенных селениях) 2) пол выключенность из-за низкой эффективности пол деятельности, разочарования в политич системе 3) пол апатии как форме неприятия пол системы (после чужеземных завоеваний, оккупации) 4)пол бойкот – выражение враждебности к пол системе. Мотивы ПУ: 1) стремление улучшить материальное положение, повышение своего соц статуса 2) стремление принадлежности к группе, поиск соц защиты у пол групп 3) удовлетворение властных потребностей.

Пол активность определяется уровнем демократизации общества. Диктатура ограничивает ПУ, демократия создает условия для ПУ. ПУ зависит от партийной принадлежности, образования, культуры. Ограничителями ПУ могут быть пол, возраст, семейное положение.

Впервые право участия граждан в политике было закреплено в конституциях Франции 1946 и Италии 1947. Но на практике оно сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров. Это в 60-70е гг обострило внимание к данной проблеме, кот было вызвано неудовлетворенностью существующим строем. В решение проблемы участия включились не только социалистич и социал-демократич партии, но и либералы и консерваторы. Различие: консерваторы боятся угрозы чрезмерного участия, а либералы – неучастия. Они вместе против любых форм протеста, кот выходит за рамки политич правил. В Белар в годы, предшествовавшие событиям октября 1917г и в перв годы советск власти наблюд участие части населения в пол деят-ти на плюралистической идеологической основе. После создания командно-административн системы и тоталитарного режима преследовалось инакомыслие. ПУ стало носить формальн характер. ПУ для многих являлось своеобразн страховкой (для занятия служебн должности) или навязанной обязанностью.

Психология “винтика”, “маленького чел-а” сохранилась до сих пор и обуславливает наличие большого количества политически пассивных людей. Но есть и категория граждан, стремящихся вместе с удовлетворением пол интересов изменить существующие порядки.

 

33. Политические конфликты и кризисы: типология, причины, пути разрешения.

Полит. конфликттолкновение, противоборство полит субъектов, обусловленное противоположностью их полит интересов, целей, взглядов, ценностей;

-борьба 1 субъектов с другими за влияние в сист. полит отношений, доступ к принятию полит. Решений, распоряж-е рес-ми, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.

Полит. кризис- состояние полит системы общ-ва, кот. выраж-ся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в предельно резком усилении полит. напряженности.

Объектом и субъектом является гос. Власть, обладание ею, устройство властных институтов, полит статус соц групп, политико-культ ценности, являющиеся базой полит власти.

Причины, источники конфликтов:

1)несовпадение статусов субъектов политики, их роли, ф-ций, интересов, потребностей во власти и т.п.(элита-котрэлита) 2)расхождение людей в базовых ценностях и полит. идеалах, оценка истор. и др. событий. 3)соц., этнич., религ. Идентификация граждан.

Типология:По зонам и масштабам их проявл-я:

-внутриполит-внутри общ-ва, полит. системы, полит. партии и др. общественно-полит. организаций -межсистемный- между разл. Соц-полит. системами (разл. идеологии…)

По временным хар-кам:

Долго- и кратковременные конфликты

По динамике развития:

Остротекущие, быстроразвив-ся, угасающие, разрастающиеся конфликты

По ур-ню конфл. отношений:

«глубокие», «неглубокие», «с нулевой суммой»( победа 1 стороны-полное поражение другой)

По ур-ню публичности:

Открытые(гласные-митинги,манифестации, забастовки) и закрытые(латентные-внутри правящей элиты)

По субъектам конфликта:

-вертик-между разл. ур-нями власти

-горизонт.-внутри правящей элиты и между ветвями власти

Ложные конфликты-вымышлен,надуман.

Подходы к решению:

1)отрицание или замалчивание 2)репрессии конфл-х сторон 3)реформы по устран-ю предпосылок конф. 4)устранение непоср. Причин 5)копромисс

Этапы:

1)Подготовительный:анализ проблемной ситуации,сбор инфы о субъектах и причинах,выделение рес-в(преимуществ и аргументов),форм-е правильного восприятия сторон конфл. 2)Переговоры:непосредственный контакт участников конфликта или их доверенных лиц,дискуссия и поиск оптим. Решений по проблемам. 3)Оформление:опред-ся способы и ср-ва контроля за реализ. принятых решений

 

34. Политические элиты: определение, концепции, типология. Каналы рекрутирования политических элит

элита – это самобытная соц.группа, обладающая монополией на принятие решений, самосознанием и привилегиями.

Пол элита – часть класса или соц.слоя,кот. наиболее активно и влиятельно опред-т способы и усл-я реализации интер-в большой обществ.группы как целого.

Концепции элит:

Макиавелли-правящая группа,осущ-я руководство обществом

Парето-соц. развитие как круговорот элит(двигатель истории-судьбы элит,а е большинства):элиты рождаются из низшего класса,в процессе борьбы переходят в высшие,расцветают и вырождаются.

2 слоя элит:

Высший(ядро элит)-приниает решения Низший проводит решения в жизнь, резерв для пополнения высшего

Экономическая-решение проблем зарплаты,занятости,уровень жизни

Политическая-высшие посты в гражданской бюрократич.системе.

Бюрократическая-контроль за работой разл. Админ.органов Военно-бюрократическая-милитаризация страны

Идеологическая (информационная)-представители науки, культуры,религии,образования

Типология:

Моска- форма и особ-ти организации власти: склонность элиты к "автократическому", "демократическому" либо смешанному "либеральному" режимам.

Парето- методы реализации элитами собственной власти: элиты"лис"( полаг-ся на свои ум и хитрость), "львов"( руководств-ся категориями насилия)

Арон-1) сплоченная, представл. собой структуру с высоким уровнем централизации внутр. отношений (Советский Союз); 2) дисциплинированную, арена доминирования одной группы в общем управленческом слое( нацистская Германия); 3) разделенную; плюралистическое соревновательное взаимодействие между различными элитными группами.

К.Бек и Дж.Мэлой – 1) сплоченная закрытая элита (Советский союз); 2) разделенная закрытая элита (развивающиеся страны); 3) разделенная открытая элита (западные демократии).

Г.Филд и Дж.Хигли-1) идеологически сплоченная, высокий уровень внутр. интеграции и проведение в жизнь ценностей только 1 идеологии; 2) разобщенная, миним.ур-нь структурирования и жесткой конкур. между элитными группами; 3) частично сплоченная, наличие наиб. Влият. фракции в элитной группе, внутри кот. устанавливаются нормы элиты первого типа; 4) согласованно, широкая структурная интеграция и процедурное согласие между всеми влиятельными элитными группами, с идеологич. и полит.различиями.

Рекрутирование-один из наиболее важных механизмов функционирования политической системы, в ходе кот. происходит выявление и заполнение полит. значимых позиций; данный процесс обеспечивает преемственность элиты, а также дальнейший отбор и назначения на специфические элитные позиции. Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. К числу основных институциональных каналов такого рода относят гос аппарат, армию, пол партии, религиозные организации, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политического режима и т.д.

35. Феномен политического лидерства.