Особенности общественного строя Древней Руси.


Община и свободные общинники. Основным населением Древ­ней Руси являлись свободные общинники — люди (в единственном числе — «людин», отсюда — «простолюдин»). В Древней Руси и в XI в. земледельческая община — вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф — виру за своих членов, владела землей, которую пери­одически распределяла между семьями. (Само слово «вервь» чаще все­го связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, а также за охрану от набегов кочевников общин­ники платили дань князю, который постепенно ворпринимался ими как верховный собственник всей земли.

На практике даннических отношений основана выдвинутая Л. В. Черепниным кон­цепция «государственного феодализма», трактующая дань как зародыш феодальной рен­ты, поступавшей «коллективному феодалу» — государству. И. Я. Фроянов же видит в ней «военную контрибуцию», собираемую князем с покоренных племен.

Князь и дружина. Основными источниками доходов князя и дружины помимо дани продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появились княжеские села, хозяйство которых носило про­мысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продава­лась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинни­ков дани — полюдья начинает не хватать. Князья стали посылать своих наместников-бояр на «кормление», передавая им право сбора полюдья в какой-либо деревне или местности. В отдельных случаях в виде свое­образного вознаграждения за службу князю села закреплялись за корм­ленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину.

Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще морем свободных общин, появились не ранее XII в. Поэтому если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности как о тенденции — направлении развития, постепенно пробивающем себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени.

Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следу­ющие факторы:

—увеличение численности княжеско-дружинной верхушки;

—сокращение традиционных источников ее существования (да­ни, виры, военной добычи);

—возрастание ценности пахотной земли;

—появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и увеличением численности различного рода социальных изгоев;

—изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, ко­торые, с одной стороны, все более стремились не к боевой славе и слу­жению князю, а к богатствам, с другой — главной ценностью стали считать не движимое имущество (серебро, скот, рабов и пр.), а землю.

Зависимое население. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд самой мно­гочисленной группы зависимого населения — рабов (холопов или че­ляди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими ис­точниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обраще­ние в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использова­ния рабского труда был очень широким — от пашни (ролейныехолопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В начале XII в. появилась новая группа зависимых людей — заку­пы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды — купы. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина пре­вратить его в «обельного» (т. е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закупы больше других групп походили на феодально-зависимых крестьян.

«Русская Правда» не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего это люди, работавшие в кня­жеских селах.

Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны — общин­ников. (Термин крестьяне появится лишь в XIV в.) Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а за свободного общинника— «людина» — 40 гривен.

Различные формы и степени зависимости, существовавшие в древ­нерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных лю­дей свидетельствуют о его сложном переходном характере.