ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ


Выводы.

Социально-политическая борьба в Древней Руси.

Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси.

1. Форма политической власти.

2. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии: Вече. — Дру­жина.— «Вой». — Родовой (династический) характер наследования власти. — Сакрализация личности князя.

3. Эволюция древнерусской государственности: Усобицы. — Местные княжеские династии.

1. Характер народных выступлений.

2. Крупнейшие народные движения в Киевской Руси: Волнение 1024 г. в Суздальской земле. — Восстание 1068 г. в Киеве. — Восстание 1113г.

3. Многозначность народных движений.

 

1. «РУССКАЯ ПРАВДА» И РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ОБЩЕСТВА

Наряду с ПВЛ источником, в котором можно найти сведения о со­циально-политической истории Древней Руси, является «Русская Правда». Повышенное внимание исследователей к этому своду зако­нов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, от­ражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. Известны три редакции «Русской Правды»:

Краткая Правда, состоящая в свою очередь из Древнейшей Правды, или Правды Ярослава (1024 г.?) и Устава Ярославичей (1072г.!);

Пространная Правда (XII в.);

—Сокращенная Правда (XIV—XV вв.).

1. Правда Ярослава.В первой статье Краткой Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного «мужа». С одной сторо­ны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой

статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетель­ствуют об их распаде и усилении власти князя. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных пра­вил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важ­нейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Яросла­ву Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближай­ших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Зако­ны Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользо­ваться такими же правами, как и киевские.

Само появление «Русской Правды» в начале XI в. отражало сложные процессы, протекавшие в Древней Руси. Таким образом, разложение рода, появление социальных «изгоев», увеличение числа преступлений против личности усиливало власть князя, что и нашло отражение в самом появлении «Рус­ской Правды», зафиксировавшей, а затем развивавшей традиционное, неписаное, так называемое обычное право.

2. В Правде Ярославичей,являющейся второй составной частью Краткой Правды, кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фикси­рует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людейВосстания конца 60-х — начала 70-х го­дов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Рус­ская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Прав­ды Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вот­чины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем распо­лагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюш­ни, скотньщ двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него су­ществовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сель­ские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчи­не имелись также ремесленники и ремесленницы. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разни­цу в плате за убийство различных категорий населения, отразив за­боту государства о защите собственности, жизни и имущества фео­далов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружин­ников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей (мужей) — оце­нивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов — в 5 гривен. В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собст­венности и его земельных владений.

Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси. Некоторые положения Правды свидетельствовали об усилении по­зиций государства, собирающего, например, штрафы за выполнение судебных функций.

3. В Уставе Владимира Мономаха(1113), входящем в состав Про­странной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей — закупов, которых закон защищал от полного закабаления. Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законо­дательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что гово­рит о том, что закупничество стало очень распространенным институ­том и закабаление смердов шло более решительными темпами. Все это свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

 

1. Характер общественного строя.Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В. И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал об­щинный (И. Я. Фроянов).

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел про­цесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличаю­щегося еще от зрелого феодализма.

2. Основные черты зрелого феодального строя:

—монопольная собственность феодалов на землю;

—наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передавае­мой ему феодалом;

—за пользование землей крестьянин нес повинности — оброк, барщину или денежную ренту;

—личная зависимость крестьянина от феодала;

—господство натурального хозяйства.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в пер­вую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерус­ского общества.