Духовные предпосылки.


Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян. Так, по мере роста военного могущества князя, приносившего добычу племени, оборонявшего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от сво­бодных общинников. Таким образом, военные успехи, выполнение сложных управленческих функций отдаляли князя от привычного для общинников круга дел и забот. Эти процессы выливались в создание укрепленного межплеменного центра — резиденции князя и дружины. Он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем на­чинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отож­дествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации— обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

4. Внешнеполитические предпосылки.К внешним предпосыл­кам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торго­вые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складыва­ние княжеско-дружинных группировок, втягивавшихся во внешнюю торговлю. Полученные со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, местная знать ме­няла на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, которым продавала пленных. Все более обогащаясь, она изолировалась от рядовых общинников и подчиняла себе племенные структуры. Со временем местная знать, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми пу­тями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрознен­ных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

• С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивили­зациями приводило к заимствованию некоторых общественно-поли­тических форм их жизни. Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская импе­рия.

• Не случайно также, что долгое время великие князья на Руси назы­вались по примеру мощного государственного образования Хазарско­го каганатахаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточ­ных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в ГУ—V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мир­ному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государ­ства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современ­ные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества мог­ло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX—X вв.