Вопрос 8. Культура эпохи Просвещения.


XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения и связано с новым идейным движением, главной целью которого, было достижение социальной справедливости в обществе. Начавшись в Англии, оно получило распространение во всех европейских государствах, но в большей степени во Франции. Благодаря таким просветителям как Д. Дидро, Вальтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, П. Гельвеций и др. расширялись знания в области естествознания, точных наук, совершенствовалась система образования. Открывались новые учебные заведения: французская Академия наук, лондонское Королевское общество. По инициативе Д. Дидро и Ж. Д′ Аламбера стала издаваться многотомная «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», окончательно нанесшая удар по церковной схоластике. Повышению грамотности и образованности способствовало увеличение тиражей книг, словарей, газет, журналов и открытие разного уровня учебных заведений.

Своей программе просветители придавали глобальное значение. Они полагали, что провозглашенные ими идеалы и ценности - благодаря прогрессу разума и просвещения - охватят все человечество, поскольку все люди имеют одну и ту же природу и один и тот же разум. Просветители искренне верили, что разум обеспечит решение всех проблем и задач, три из которых были главными и фундаментальными. Во-первых, высшая форма разума - наука - даст рациональное объяснение законов природы и откроет доступ к ее несметным богатствам. Природа будет покорена. Во-вторых, наука сделает "прозрачными", ясными и понятными межчеловеческие отношения, что позволит построить новое общество на принципах свободы, братства и справедливости. В-третьих, благодаря науке человек сможет, наконец, познать самого себя, овладеть самим собой, поставить все свои поступки и действия под сознательный, рациональный контроль.

В это время получило распространение философское учение – деизм, отрицающее вмешательство Бога в повседневную жизнь людей, но, считающие его первопричиной всего сущего. Такое понимание во многом изменило мировоззрение людей. Все больше стали цениться такие качества в человеке как инициативность, предприимчивость, трудолюбие. Предпочтение отдавалось способностям, а не знатности происхождения. Просветители верили в безграничные возможности Разума. Главным злом считали невежество людей, а в качестве источника прогресса видели знание. Многие среди них были атеистами и открыто выступали против религиозного мракобесия. Однако их деятельность не получила широкого распространения во всех слоях общества. Выступая от ″лица″ буржуазии они еще больше обострили классовые противоречия, что и привело к французской буржуазной революции (1789г.), главным лозунгом которой стал: «Свобода. Равенство. Братство».

Таким образом, к основным чертам эпохи Просвещения относят:

1. Научность;

2. Деизм;

3. Рационализм;

4. Исторический оптимизм и вера в прогресс человечества;