Человек и природа в поэзии Лермонтова


Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов. Общая характеристика творческого пути

Лермонтов вошел в большую литературу в 1837г., после выхода в свет стихотворения «Смерть поэта», посвященного Пушкину.

Основные темы и образы лирики Лермонтова:

1. Конфликт мечты и реальности – основа романтического мировосприятия поэта. В начале творческого пути поэт писал в стиле романтизма. Здесь для него актуально влияние Д.Байрона.

2. Важной особенностью поэтического мира Лермонтова является конфликт мечты и реальности. Это философская проблема: поэта не устраивает настоящее, он тоскует по прошлому и мечтает о будущем стихотворение «Ангел»).

3. Социальные мотивы. В гражданской лирике Лермонтова звучит критика современного поколения и светского общества («Дума», «Поэт», «Не верь себе»).

4. Неудовлетворенность своей судьбой. Стихотворения: «Благодарность», «Моё грядущее в тумане».

5. Тема одиночества. С этой темой связана и тема изгнания, странствий, скитаний и образ вечного странника. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» этот мотив назван как сближающий с Байроном. В некоторых стихотворениях тема одиночества одновременно связана с темой разлуки с родиной («Листок»).

 

Выводы:

Сюжеты стихотворений разные. Пушкинский – становление пророка. Лермонтовский – это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.

Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров.

Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский пророк увидел "Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан.

 

Для романтической поэзии характерны вопросы о человеке их природе, их взаимоотношениях. Эта тема представлена в таких жанрах, как элегия, пейзажная миниатюра, философский отрывок.

Для лирики Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры. Пейзаж переходит в философские размышления о смысле жизни и смерти («Горные вершины»), одиночестве («Выхожу один я на дорогу», «Утес»), о родине («Родина»), о Боге («Когда волнуется желтеющая нива»). Образы природы символичны, в них воплощаются мысли и чувства поэта, раскрывается мир лирического героя, передается его настроение и состояние («Парус», «Тучи»).