Этнический состав княжеской дружины
II. Дружина (княжеская)
Дружина –буквально означает отряд воинов и происходит от слова «друг», которое первоначально было очень близко словам «товарищ», «соратник».
Видимо, князя и дружинников первоначально действительно связывали дружеские узы, которые подкреплялись взаимными личными обязательствами.
Типы дружин:
1. Княжеская:
Б.Д. Греков: "Наличие дружины у русских князей подтверждено таким большим количеством летописных сообщений, что доказывать это положение не нужно. Оно совершенно очевидно".
2. Дружины у знатных людей, русских вельмож
Б.Д. Греков: "О дружинах русских вельмож Х–ХI веков сведений у нас меньше, но все же, достаточно, чтобы считать и это явление столь же обычным, как и дружины у князей. Вот знаменитейший и могущественнейший вельможа, способный конкурировать с самим князем, –знаменитый Свенельд. Его дружина своим обмундированием и вооружением превосходила княжескую и даже вызывала у последней зависть".
Отличие:
–Члены княжеской дружины выполняли функции военные и властные (политические, административные, судебные)
–Дружина знатных людей –военное формирование
1. В советской литературе вопрос об этническом составе княжеской дружины не поднимался. В рамках господствующей в советской науке антинорманской теории славянский состав дружины принимался за аксиому.
2. В западной и современной российской литературе исследователи отмечали сложный этнический состав.
–Первоначально (по меньшей по до Ольги), княжеская дружина была норманнской (варяжской) по-своему составу.
–В дальнейшем княжеская дружина пополняется за счет местных князей племенной знати, переходивших на службу к киевскому князю.
Варяги-дружинники в течение нескольких поколений ославянились.
Ричард Пайпс (английский историк) об ассимиляции варягов («Россия при старом режиме»):
«Норманны нигде не выказывали сильного сопротивляемости ассимиляции, и по крайней мере в этом смысле, их русская ветвь не была исключением. Это племя неотесанных пиратов, вышедшее из отсталого мира, повсеместно имело склонность пропитываться культурой народов, покоренных ими силой оружия. Киевские варяги ославянились к середине XI в…."[4].
…Славяне и варяги находились приблизительно на одном уровне социального развития. В этих условиях норманны, разумеется не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Зато одностадийность развития способствовала более легкому общественному синтезу пришельцев и аборигенов (славян и финнов). Варяги быстро ославянились, вступая в брачные связи с местным населением и сливаясь с ним уже в следующем поколении.