Этнический состав княжеской дружины


II. Дружина (княжеская)

Дружина –буквально означает отряд воинов и происходит от слова «друг», которое первоначально было очень близко словам «товарищ», «соратник».

Видимо, князя и дружинников первоначально действительно связывали дружеские узы, которые подкреплялись взаимными личными обязательствами.

Типы дружин:

1. Княжеская:

Б.Д. Греков: "Наличие дружины у русских князей подтверждено таким большим количеством летописных сообщений, что доказывать это положение не нужно. Оно совершенно очевидно".

 

2. Дружины у знатных людей, русских вельмож

Б.Д. Греков: "О дружинах русских вельмож Х–ХI веков сведений у нас меньше, но все же, достаточно, чтобы считать и это явление столь же обычным, как и дружины у князей. Вот знаменитейший и могущественнейший вельможа, способный конкурировать с самим князем, –знаменитый Свенельд. Его дружина своим обмундированием и вооружением превосходила княжескую и даже вызывала у последней зависть".

Отличие:

Члены княжеской дружины выполняли функции военные и властные (политические, административные, судебные)

Дружина знатных людей –военное формирование

 

1. В советской литературе вопрос об этническом составе княжеской дружины не поднимался. В рамках господствующей в советской науке антинорманской теории славянский состав дружины принимался за аксиому.

 

2. В западной и современной российской литературе исследователи отмечали сложный этнический состав.

Первоначально (по меньшей по до Ольги), княжеская дружина была норманнской (варяжской) по-своему составу.

В дальнейшем княжеская дружина пополняется за счет местных князей племенной знати, переходивших на службу к киевскому князю.

Варяги-дружинники в течение нескольких поколений ославянились.

Ричард Пайпс (английский историк) об ассимиляции варягов («Россия при старом режиме»):

«Норманны нигде не выказывали сильного сопротивляемости ассимиляции, и по крайней мере в этом смысле, их русская ветвь не была исключением. Это племя неотесанных пиратов, вышедшее из отсталого мира, повсеместно имело склонность пропитываться культурой народов, покоренных ими силой оружия. Киевские варяги ославянились к середине XI в…."[4].

…Славяне и варяги находились приблизительно на одном уровне социального развития. В этих условиях норманны, разумеется не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Зато одностадийность развития способствовала более легкому общественному синтезу пришельцев и аборигенов (славян и финнов). Варяги быстро ославянились, вступая в брачные связи с местным населением и сливаясь с ним уже в следующем поколении.