Виды анализа затрат предприятия
Содержание анализа затрат на предприятии
Важное значение в экономическом анализе производственно-хозяйственной деятельности отводится анализу затрат, который помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений в области затрат. В системе управления затратами анализ заканчивает функциональный цикл и одновременно является его началом.
Управленческий анализ, как и управленческий учет, призван обеспечить управленческий аппарат организации, предприятия информацией, необходимой для управления и контроля за деятельностью организации и помогающей управленческому аппарату в выполнении его функций. Большая часть аналитической информации, связанная с анализом ресурсов производства, представляет собой промежуточную информацию, которая, в конечном счете, отражается в определенных результативных показателях.
Система целей управленческого анализа:
1) оценить место предприятия на рынке данного товара;
· определить организационно-технические возможности предприятия;
· выявить конкурентоспособность продукции, емкость рынка;
2) проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов;
3) оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути ускорения процессов производства и реализации;
4) принять решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых образцов продукции;
5) выработать стратегию управления затратами на производство по отклонениям, по центрам затрат, ответственности;
6) определить политику ценообразования;
7) проанализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.
Объектом анализа затрат может быть весь объем произведенной продукции, объем реализованной продукции, отдельные виды продукции, отдельные виды производств, центры, отдельные технологические процессы и операции.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат на производство продукции (услуг) в целом по предприятию и по основным элементам: оплата труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация, прочие затраты.
Анализ также может проводиться в разрезе экономических элементов.
Анализ динамики затрат проводится по экономическим элементам на основании данных формы № 5 финансовой (бухгалтерской) отчетности, в которой приводятся сведения о затратах предприятия за отчетный период и аналогичный период предыдущего года. При анализе целесообразно использовать плановые данные.
Анализ отклонений определяет разницу между конкретными значениями определенного показателя, причем значения могут браться в самых разнообразных разрезах хозяйственной деятельности предприятия.
Применяется для анализа себестоимости всей товарной продукции как сравнимой, так и несравнимой.
Затраты на рубль товарной продукции определяются отношением полной себестоимости продукции к стоимости той же продукции в оптовых ценах.
Операционный анализ – один из наиболее эффективных способов осуществления первого этапа – измерения и анализа затрат. Это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, volume, profit – анализ “затраты – объем – прибыль”). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.
Тема 4: Концепции управления затратами
1. Концепция затратообразующих факторов
2. Концепция добавленной стоимости
3. Концепция цепочки ценностей
4. Концепция альтернативных затрат
5. Концепция трансакционных издержек
6. Функциональный учет по видам деятельности (метод АВС)
7. Концепция стратегического позиционирования
8. Концепция экономической добавленной стоимости
9. Система сбалансированных показателей
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип той или иной деятельности. В такой теоретической и практической области знания, как управление, затратами основными базовыми концепциями являются:
- концепция затратообразующих факторов;
- концепция добавленной стоимости;
- концепция цепочки ценностей;
- концепция альтернативных затрат;
- концепция трансакционных издержек;
- концепция ABC;
- концепция стратегического позиционирования
- концепция экономической добавленной стоимости
- концепция управления затратами на основе системы сбалансированных показателей