Великий Шелковый путь на территории Казахстана.
Хронологическая карта занятия
Лекция № 17
Тема: Великий Шелковый путь и его влияние на духовную культуру Казахстана VI-XII вв.
Форма занятия: теоретическое.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Тип занятия: комбинированный урок.
План урока:
1. Великий Шелковый путь на территории Казахстана.
2.Направления и трассы Великого Шелкового пути.
3. Товары Шелкового пути в Казахстане.
4. Взаимодействие и взаимообогащение культур
5.Распространение религий.
Цели занятия:
Образовательная -обеспечить усвоение учащимися «Великий Шелковый путь» зарождение, формирование, основные направления и трассы пути, влияние трансконтенентального пути на социально – экономическое положэение Казахстана.
Развивающая- продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.
Воспитательная- способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.
После изучения темы учащиеся должны:
- иметь представлениео влиянии Шелкового пути на расцвет культуры городов Южного Казахстана и Жетысу.
-знать материальную культуру, развитие городов, архитектурные сооружения средневекового Казахстана.
- уметьработать с источниками.
№ п/п | Этапы занятия | Планирование | Время (мин) |
1. | Организационный момент. | Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. | 1 мин. |
2. | Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. | Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. | З мин. |
З. | Объяснение нового материала. | Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). | 70 мин. |
4. | Закрепление материала. | Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). | 7мин. |
5. | Обобщение, систематизация, выводы | Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. | 4мин. |
6. | Объяснение домашнего задания. | Рекомендации по выполнению домашнего задания. | 2 мин. |
7. | Заключительная часть. | Приведение в порядок рабочее место | 1 мин. |
Формирование Великого Шелкового пути.
Великий Шелковый путь – трансконтинентальный путь древности и средневековье между Востоком и Западом,начала функционираовать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины IIв.до н.э. и существовал вплоть до XIV века до открытия морских путей.
Начиная III –II тыс. до н.э. существовали отдельные участки Великого Шелкового пути:
· «Лазуритовый путь» - соединял Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземным морем и Индией.
· «Нефритовый путь» - связывал Восточный Туркестан с Китаем
· «Степной путь» (сер I тыс. до н.э) – из Причерноморье к берегам Дона, затем в земли сарматов в Южное Приуралье, дальше в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и Зайсан (Сведения Геродота)
В 629 году буддийский паломник Сюань – Цзянь отправился из Китая в Индию, «что бы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие».Ехал по международному пути, который связывал Китай с Западом. В своем дневнике описывая весь свои путь, он пишет, что они прибыли через «Прозрачное голубое озеро» (Иссык - куль) к г. Суябу, где встретился с тюркским каганом. Описывая прием, у тюркского кагана, Сюань – Цзянь неоднократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати.
Изобретение шелка, археология Китая относят к эпохе неолита (раскопки в провинций Чжецзян, вблизи озера Тайху – найдены шелковые ткани, пояса и пряжа.)
В VI – Vвв.до н.э китайский шелк стал вывозиться в другие страны. Шелковая попона в другие страны. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного «царских» курганов Пазырыка на Алтае (в V вв до н.э) и захоронения в Южной и Западной Европе (VI – V вв. до н.э)
В распространение шелка участвовали кочевые племена саки и скифы, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию.
В VI – VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан.
Основные причины:
1.В Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию.
2.Дорога через Фергану в VII в. Стало опасной из – за междоусобиц местных правителей.
3.Богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
4.Основное число посольских и торговых караванов в VII – XIV вв. шло здесь